Кто может инвестировать в старт-ап



Вопрос о том, кто может выступать инвестором для старт-апа, зависит от его стадии. Так, если проект находится только в виде концепта или идеи, на так называемой посевной стадии (seed), то для серьезных инвесторов он вряд ли представляет интерес.

Поэтому таким стартаперам остается обращаться за помощью к группе, получившей название FFF (fools, friends, family), что в переводе - дураки, друзья, семья. Если обращения к ним не принесет положительного результата, остается уповать только на собственные силы и копить на свой бизнес самостоятельно.

На стадии старт-апа (или более поздней - стадии роста или экспансии), когда уже функционирует компания и ее продукт готов к выходу на рынок, на помощь могут прийти бизнес-ангелы или венчурные фонды.

Бизнес-ангелы - это независимые частные инвесторы, которые занимаются инвестированием в бизнес еще на этапе идеи. Они обладают большей самостоятельностью в принятии решений о финансировании, не боятся вкладывать средства в высокорисковые проекты и не требуют вхождение в состав учредителей компании. Однако с их помощью можно привлечь сравнительно небольшие суммы - до 300 тыс. долл. При этом они редко инвестируют в одну компанию крупные суммы, а стремятся диверсифицировать направления вложений.

В отличие от бизнес-ангелов, венчурные фонды распоряжаются не своими деньгами, а средствами своих инвесторов. Поэтому они более осторожно подходят к выбору объекта инвестирования. Они предпочитают вкладывать деньги клиентов в проекты с высокой долей риска и большим потенциалом прибыльности. При этом, зачастую речь идет о крупных суммах - от 1-3 млн долл. Как правило, проекты с вложениями менее 500 тыс. долларов им неинтересны.

Где искать инвестора?



Если с тем, как заинтересовать семью или друга, все более-менее понятно, то как привлечь бизнес-ангела или венчурный фонд, вопрос достаточно сложный.

Одним из наиболее действенных вариантов является участие в различных мероприятиях (конференциях, выставках), посвященных инновациям и старт-апам и презентация собственного проекта. Также стоит участвовать в различных конкурсах проектов.

Необходимо сделать собственный сайт-презентацию проекта и активно продвигать его в интернете. Информацию о старт-апе можно размещать и на многочисленных специализированных порталах и досках объявлений, посвященных поиску инвесторов.

Еще один вариант, получивший распространение в мире, называется крауд-инвестированием. На таких площадках деньги привлекаются от непрофессиональных инвесторов, которые вкладывают небольшие суммы. Они не претендуют на серьезную отдачу от своих вложений. Взамен им можно предложить бесплатный образец продукции, памятный сувенир и пр.