Как устроен динамометрический ключ



Динамометрический ключ по своему виду напоминает обычную трещотку, снабженную специальной шкалой, предназначенной для определения требуемого усилия, передаваемого на резьбовое соединение. В зависимости от типа инструмента шкала может иметь вид стрелочного манометра, но может также снабжаться цифровым индикаторным экраном.

В самом распространенном случае инструмент имеет шкалу, выбитую на самом ключе; показателем достигаемого усилия в этом случае будет характерный щелчок. Такой динамометрический ключ имеет рукоятку, способную вращаться, и две шкалы, где нанесен ряд делений. Основная шкала располагается на неподвижной части инструмента, а вспомогательная – на вращающейся рукоятке.

Обычно динамометрический ключ имеет строго ограниченный диапазон допускаемых усилий, что указывается в технической документации или в инструкции к устройству. Ширину диапазона можно определить и по предельным отметкам на основной шкале инструмента.
Выбирая ключ для обслуживания автомобиля, следует заранее выяснить, какие усилия могут понадобиться при затяжке резьбовых соединений на отдельных агрегатах.


Как правильно пользоваться динамометрическим ключом



Допустим, что требуется закрутить резьбовое соединение с определенным усилием. Для начала нужно выбрать ключ с подходящим диапазоном. На основание инструмента накручивается подвижная рукоятка. Она станет двигаться по неподвижной шкале инструмента. Когда рукоятка почти достигнет нужной отметки на основной шкале, следует переключить внимание на шкалу вспомогательную и прокрутить рукоятку до отметки, точно соответствующей нужному усилию. Ключ готов к использованию.

Теперь к динамометрическому ключу необходимо прикрепить торцевую головку нужного размера, то есть соответствующую гайке. При последующем закручивании гайки в какой-то момент будет достигнуто запланированное усилие, что будет ясно по характерному щелчку, который издаст инструмент. Опытный мастер также может почувствовать наступление этого момента по изменению усилия, воспринимаемого рукой.
Щелчок означает, что нужное усилие затягивания уже достигнуто, так что процесс можно прекратить.


Если продолжать затягивать резьбовое соединение дальше, не обратив внимания на щелчок, динамометрический инструмент станет работать как обычный ключ, затягивая гайку дальше и издавая при этом щелчки. Чтобы ключ работал долго, а соединение не было испорчено чрезмерным усилием, таких ситуаций следует избегать. После полного завинчивания гайки до нужного положения рукоятку следует вернуть в исходную позицию, открутив ее назад.