В современной музыкальной записи – нотации – используется нотный стан, состоящий из пяти линеек. Ноты располагаются и на линейках, и между ними.

Таким способом на нотном стане можно разместить всего лишь одиннадцать нот, не больше. Это меньше двух октав, а музыканты используют гораздо больше. Как же записать все остальные ноты? Правда, используются еще и добавочные линейки сверху и снизу, но если их больше четырех, музыканту уже становится очень трудно ориентироваться. Вот тут и приходят на помощь особые знаки – ключи.

Значение ключа в нотной записи



Музыкант, глядя на нотный стан, точно знает, где какая нота находится. Это становится возможным потому, что у него есть точка отсчета: между второй и третьей линейками находится ля первой октавы. Следовательно, на шаг выше – на третьей линейке – будет нота си той же октавы, а на второй – соль и т.д.

Но ведь любая система отсчета весьма условна. Если изменить исходную точку, изменится вся система. Так, не прибегая к большому количеству добавочных линеек, можно оказаться в любой октаве.

Именно поэтому итальянский музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо, заложивший основы современной нотации, придумал особые знаки – ключи. Их назначение – указывать точку отсчета на нотном стане, ту ноту, относительно которой определяются все остальные.

Написание скрипичного ключа



Форма ключей – это видоизмененные латинские буквы. Кроме слоговой системы (до, ре, ми и т.д.) существует и более древняя система обозначения нот – буквенная. В этой системе нота соль первой октавы обозначается латинской буквой G. Именно ее положение на нотном стане указывает скрипичный ключ, его завиток охватывает вторую линейку. Поэтому его еще называют «ключом соль», а форма его – видоизмененная буква G.

Используя скрипичный ключ, можно без особых проблем записывать ноты в диапазоне от соль малой октавы до ми четвертой. Именно в таком диапазоне играют скрипачи, поэтому ключ и называется скрипичным.

Но когда-то существовал и другой скрипичный ключ, для более высокой тесситуры. Его писали на первой линейке, помещая там соль первой октавы. Такой ключ использовали во Франции в XVII веке, поэтому его называют старофранцузским.

Иногда к скрипичному ключу снизу или сверху добавляется маленькая восьмерка. Это значит, что все ноты нужно играть соответственно ниже или выше на октаву.

Кроме скрипичного ключа, существуют и другие: ключ фа (басовый, баритоновый и бас-профундовый) и ключ до (альтовый, теноровый и меццо-сопрановый).