Разработкой противодождевых фар занимался университет Карнеги Меллон в городе Питтсбург, США, штат Пенсильвания. На официальном сайте этого же института выложено подробное техническое описание изобретения. Техническое задание состояло в разработке новой системы освещения дороги, которая смогла бы значительно лучше функционировать в условиях дождя и снега, чем традиционные фары.

Опытный образец системы решили спроектировать на основе специальной камеры, фиксирующей дождевые капли, цифрового проектора-светоделителя, направляющего пучки света по определенной траектории, и компьютера, рассчитывающего эту траекторию с помощью оригинального программного обеспечения. Система фиксирует капли, возникающие впереди автомобиля, вычисляет траекторию их падения и постоянно корректирует путь светового пучка так, чтобы он направлялся в пространство, максимально свободное от летящей воды. По мнению ученых, такая система должна существенно снизить световые блики от фар и светить как бы «сквозь дождь».

Опытный образец испытывался сначала в лабораторных условиях, а затем на реальном автомобиле Toyota Prius. И, хотя система далека от совершенства и требует доработки, она уже показала свою эффективность. Приборы зафиксировали, что на скорости 100 км/час блики уменьшились на 15-20%, а на скорости 30 км/час – на 70%. Дальность срабатывания системы – 3-4 метра. Результаты хорошие, но предстоит доработка новых фар для движения на высоких скоростях. Ученые считают, что вполне реально добиться снижения бликов на 96,8%, что соответствует 90%-ной освещенности дороги в условиях снега или дождя.

На приведенном рисунке можно самостоятельно оценить эффективность работы новой системы. Верхняя красная линия означает границу дождя, а нижняя – границу действия противодождевых фар. Слева показано действие стандартных фар, справа – противодождевых. Как видно, эффект бликования существенно снижается на определенном расстоянии от источников света.

После соответствующей доработки системы можно будет решать вопрос об установке нового типа фар на серийные автомобили. А пока они существуют только в опытных экземплярах.