Начало собирательства

По предположению дочери Третьякова Александры Павловны Боткиной, решающую роль в жизни её отца, как собирателя картин, сыграла поездка в Петербург осенью 1852 года. Там он с удовольствием посещал театры, но восхитил его Эрмитаж.

Увлечение Павла изобразительным искусством крепнет и вырастает до склонности к собирательству. На Сухаревском рынке он покупает эстампы и книги. В 1854 году начинает приобретать картины, сведения о расходах на которые аккуратно записывает в свою карманную книжку.

Собирательство русской живописи Павел Михайлович начинает с полотен своих современников. Будучи в Петербурге, он заказывает картины нескольким художникам. В 1856 году приобретает работу Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот год и считается годом основания собрания Третьякова, а картина Худякова по-прежнему экспонируется в залах  нынешней Государственной Третьяковской галереи.

Стычка с финляндскими контрабандистамиВ. Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853 г.

Пополнение коллекции

Развивая собирательскую деятельность Третьяков стремится к установлению и расширению личных контактов: вступает в художественные общества, знакомится с живописцами, нарабатывает связи с коллекционерами, общается с любителями искусства, изучает художественный рынок.

Коллекция постепенно пополняется. Павел Михайлович приобретает работы Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Федора Бруни, Константина Трутовского и других русских художников. Под русскими он понимает художников, рожденных в Российской империи. Кроме того, у него проявляется повышенный интерес к русским темам и мотивам в произведениях искусства.

С 1860 года в его собрании начинают появляться картины ведущих художников Москвы и Петербурга: Н. Неврева, В. Перова, В. Пукирева, К. Флавицкого и других. С каждым последующим десятилетием круг авторов полотен, которые он приобретает, расширяется. В 1870-х годах это холсты передвижников: В. Перова, И. Крамского, А. Саврасова, А. Куинджи, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова и т.д. Находится место для картин художников-академистов: К. Маковского, В. Шварца, И. Крачковского и других. Со временем для художников стало престижным, если их картины попадали в собрание Третьякова.

К концу 1860-х годов и в первой половине 1870-х Павел Третьяков приступает к созданию портретной галереи «лиц, дорогих нации» – выдающихся деятелей русской культуры. Подбор персон происходит по двум позициям: историческая роль личности и художественная ценность портретов. Таким образом сложилась портретная «галерея в галерее». Павел Михайлович в этот период был основным заказчиком портретов, тем самым он стимулировал развитие портретного жанра.

Кроме предпринимательской деятельности и коллекционирования Павел Третьяков с братом Сергеем активно занимались благотворительностью.  Павел Михайлович говорил, что «меценатство мне совершенно чуждо», а свои благие дела считал гражданским долгом. Скромность его была столь велика, что он не присутствовал даже на торжествах по поводу передачи его картин Москве.

Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых

В начале своего коллекционирования Павел Третьяков не пользовался понятиями «коллекция» или «собрание» в отношении своих картин, а так и говорил: «Мои картины».

Он мечтал о создании обширного общественного музея на базе своего собрания, живописные экспонаты которого размещал пока в своем доме в Лаврушинском переулке. Третьяков верил в светлое будущее отечественного искусства и связывал его развитие с Москвой как с центром традиций и городом с прекрасными перспективами. Именно в Москве он хотел создать национальную галерею с картинами русских художников.

Текст. Третьяков

В 28-летнем возрасте (1860 г.) он составляет завещание, в нем излагает своё желание создать такое «хранилище изящных искусств», к которому бы имели доступ все желающие.

31 августа 1892 года он обратился с заявлением к властям о передаче Москве картин, собранных им и братом Сергеем. Через год, 15 августа 1893 года «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» открылась для широкого круга посетителей. Павел Михайлович был назначен пожизненным попечителем галереи и продолжил пополнение её коллекции. Последний его дар — эскиз Исаака Левитана к картине «Над вечным покоем».

И. Левитан. Над вечным покоем.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Семья и личная жизнь Павла Михайловича Третьякова

Павел Михайлович Третьяков — выходец из купеческой семьи. Его отец, Михаил Захарович, владел лавками в Китай-городе. Мать, Александра Даниловна Борисова, была дочерью богатого коммерсанта. У них родилось двое сыновей и три дочери. Все они получили хорошее домашнее образование. С 14 лет отец стал привлекать Павла к торговой деятельности. Когда Михаил Захарович умер, Павел в 18-летнем возрасте, как старший сын, возглавил семью.

Наследники значительно расширили дело отца. Тем не менее, возросшее богатство не сделало Павла мотом. Он был скромен в быту, а «лишние» средства предпочитал тратить на помощь нуждающимся.

Павел Третьяков женился по любви на Вере Николаевне Мамонтовой в 1865 году. Жена родила Павлу Михайловичу шестерых детей — двоих мальчиков и четырех девочек: Веру (1866–1940), Александру (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаила (1871–1912), Марию (1875–1952) и Ивана (1878–1887).

Семья Павла Третьякова, 1884Семья П.М.Третьякова. Слева направо; Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884 г.

К несчастью, Михаил страдал душевной болезнью, а младший Иван умер в раннем возрасте. Семья была дружной, родители любили и заботились друг о друге. Они поженились, когда Павлу Михайловичу было 33 года и вместе прожили тоже 33 года.

Сначала умер он. Павла Михайловича Третьякова не стало 4 декабря 1898 года без 10 минут 10 утра. Вера Николаевна ушла вслед за ним через несколько месяцев. Они покоятся в некрополе Новодевичьего монастыря.

Дочери — Вера Павловна Зилоти и Александра Павловна Боткина, впоследствии написали книги воспоминаний о своем отце.

Текст Стасов