Совет 1: Этикет общения с незрячим человеком

Главное, что стоит помнить при общении с незрячим человеком, это то, что между вами есть лишь одно различие, выражающееся в физическом недостатке. Незрячий человек больше ничем не отличается от нормально видящего. Зато другие органы чувств у незрячих людей развиты гораздо лучше. Поэтому общаться с незрячими людьми можно абсолютно так же, как и с обычными.

Беседовать с ними можно на любые темы и обычным тоном. Слово «видеть» можно говорить, так как незрячие люди очень часто его употребляют. И не нужно делать удивленное лицо, если вы видите, что незрячий человек спокойно набирает номер телефона, прикуривает, одевается или делает другие обычные вещи. Просто стоит понимать, что на то, чтобы научиться таким обыденным вещам, незрячему человеку пришлось потратить чуть больше времени, чем остальным.

Если вы оказались с незрячим человеком на перекрестке, спросите, нужна ли ему помощь. Не нужно самостоятельно брать человека под руку и, не спросив его, пытаться ему помочь. Если человек примет вашу помощь, то он протянет руку, и так будет чувствовать себя увереннее. Если слепого человека сопровождает собака-поводырь, то не нужно играть с животным и отвлекать его каким-либо другим способом. Собака должна быть полностью сосредоточена на своем хозяине. Собака-поводырь призвана выполнять определенные функции, от которых зависит безопасность хозяина.

Если незрячий человек пришел к вам в гости, проведите его в комнату, подведите к креслу, стулу, положите руку человека на спинку или подлокотники. Далее незрячий человек сам справится. Если такой гость собирается побыть некоторое время у вас в доме, заранее расскажите ему о расстановке мебели в вашей комнате, о планировке квартиры. Входная дверь должна быть либо плотно закрыта, либо же открыта полностью, не наполовину. Если вы вошли в комнату, где уже есть незрячий человек, то сообщите о себе, представьтесь, если он не знает вас – познакомьтесь. Если вы собираетесь уходить, то сообщите незрячему человеку об этом, чтобы он не обращался в пустоту.

Совет 2: Что такое эвфемизм

Слово «эвфемизм» произошло от греческого «euphémia», что означает воздержание от неподобающих высказываний, иными словами данный термин обозначает замену грубых слов более мягкими, а иногда и собственных именем условными значениями. Эвфемизмы применяются в разных случаях и с разными целями, зачастую эти слова многое говорят об этапе развития общества и уровне культуры.

Причины употребления эвфемизмов

Явление эвфемизма возникает в тех случаях, когда человек под влиянием запретов, суеверий или религиозных убеждений не может высказываться о тех или иных предметах окружающего мира без смягчения или иносказательности. К примеру, подвергаясь суевериям, люди находят замену словам «смерть», «умереть» – «летальный исход», «уйти к праотцам», «покинуть бренный мир», «отдать Богу душу», «приказать долго жить».

В обществе, где есть место правилам приличия, этикету причиной употребления эвфемизмом служит желание избежать не принятых выражений. Так, говорят «сочинять» вместо «врать».

Еще одной причиной употребления различного рода эвфемизмов служит соблюдение военной или коммерческой тайны, когда многие названия заменяются буквами – «энский», «одна из соседних держав».

Характерен изменчивый статус эвфемизмов, что является вполне нормальным в прошлых веках, новыми поколениями расценивается, как вульгарность или ругательство. Так, слово «курва» в славянских языка означало «курица», а позднее стало эвфемизмом для обозначения распутницы.

Для чего нужны эвфемизмы?

1. При употреблении эвфемизма собеседник стремится не вызывать дискомфорта в общении с ним. Потому употребляются слова, способные более мягко выразить то или иное явление: слабослышащий – глухой, незрячий – слепой, полный – толстый.
2. Для языка тоталитарного общества, где важно придать объектам иной смысл, завуалировать происходящее: учреждение – тюрьма, доброжелатель – стукач.
3. Придание речи некой «зашифрованности», чтобы смысл был скрыт от говорящего, но в то же время вполне понятен ему: лица с вредными привычками – любящие алкоголь, оказать внимание – оказать услуги интимного характера.

Языковые средства и способы эвфемизации

1) слова-определители с диффузной семантикой: некоторый, известный, определенный,
2) существительные с общим смыслом для сообщения о действиях: акция, изделие, объект,
3) неопределенные или указательные местоимения, обороты типа это дело, одно место,
4) иноязычные слова и термины, непонятные иностранным гражданам, употребляемые носителями языка: канцер – рак, либерализация, селадон – бабник,
5) обозначения неполноты действий или слабой степени выполнения – недослышать, прихрамывать,
6) аббревиатуры: ВМ = высшая мера (наказания), то есть расстрел, СС = совершенно секретно.

Виды эвфемизмов

- Религиозные благозвучия: вместо дьявол – черт, рогатый. Несколько имен-заменителей имени Яхве – Адонай, Элохим, Иегова.
- Социальнозначимые эвфемизмы: названия работ, не отличающихся большим спросом: секретарь – офис-менеджер.
- Профессиональные эвфемизмы: те, кто по роду своей деятельности следует некоторым профессиональным запретам на употребление слов «последний» у летчиков, «золото» у старателей.
Источники:
  • Эвфемизмы
  • Эвфемизмы и их употребление
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500