Работа по картинке — испытанное в школьной практике средство «развязать» язык учащихся — дает им возможность привести в систему свои наблюдения, связно передать их в слове, сделать те или иные обобщения. Картина помогает учителю развивать наблюдательность у учащихся — одно из ценнейших качеств человека. Она также имеет громадное значение для расширения и уточнения имеющихся у детей представлений и понятий, способствует развитию устной и письменной речи. Хорошая картина содействует эстетическому воспитанию учащихся, а также помогает в воспитании у них лучших моральных качеств.

Поэтому картина должна использоваться в системе работы по развитию речи учащихся как одно из основных звеньев на уроке чтения и на уроках грамматики и правописания.

Необходимость использования картинок в работе по развитию речи доказывать не надо. Особенно остро нуждается в них малокомплектная школа.

Содержание картинок в основном не должно отходить от тематики программы по чтению и от программы воспитательной работы. Тематика картинок должна быть близка и понятна детям. Главное место в ней должны занять примеры разнообразного общественно полезного труда детей и отдыха их, а еще картинки из детской жизни, приключения, также картинки и на литературные темы.

Сюжеты, представленные в ряде красочных картинок, затрагивают эмоции детей и помогают создать не только отчетливые представления о том или ином изображенном факте или событии, но и вызвать ответное отношение учащихся к данному факту или событию, помогают анализировать, сопоставлять, обобщать и излагать виденное в определенной последовательности.

Рассматривание картинок сводится к двум основным моментам. Во-первых, к изучению содержания картинок, не оставляя невыясненными ни одной подробности для точного выяснения сюжета, а во-вторых, к творческому осмысливанию картинки.

Убедившись, что класс рассмотрел картинки как следует, можно приступать к дальнейшей работе — к устному, а затем и письменному рассказу по ним. При подготовке к рассказу обязательно надо добиваться, чтобы учащиеся, хотя бы кратко, описывали обстановку, где совершается действие, изображенное на картинке, а также кратко давали характеристику героям рассказа. Надо учить детей не отклоняться от темы и плана рассказа на протяжении всего изложения.

При работе над некоторыми сериями необходимо, чтобы дети сами придумали недостающие картинки. Словесно нарисованные творческим воображением детей, они восстановят звенья в серии, пополнят картинный план к рассказу. Иногда целесообразно начать работу по картинкам (на литературные темы) с чтения статьи, рассказа, басни и пр.

Картинки углубят впечатление от прочитанного произведения и помогут более яркому осознанию образов произведения. Учитель, хорошо зная свой класс, должен тщательно подготовиться к беседе по картинкам. Нужно продумывать и план беседы, и вопросы к учащимся при анализе каждой картинки.