Открытое письмо – отличия от обычного письма

Те, кто считают открытыми письмами любые обращения, опубликованные в СМИ, заблуждаются. Открытое письмо кардинально отличается от статьи, информационной заметки и колонки колумниста. В основе материала лежит призыв к объединению позиций, действию или простое придание публичности информации, не освещенной в СМИ.

Нередко к открытым письмам прибегают для решения вопросов, находящихся в компетенции органов власти, структурам бизнеса и пр. Публичный призыв курирующих лиц и лидеров мнений позволяет вывести процесс решения проблемы из чиновничьих кабинетов и узких деловых кругов в общественную плоскость.

Индивидуальное или коллективное творчество?

Публичное письмо может быть написано от лица единственного автора или группы подписантов. И если в первом случае исполнителю достаточно узнать точку зрения одного информатора, то второй потребует создания редакционной коллегии.

Чаще всего, редколлегия состоит из инициаторов подготовки открытого письма, консультантов и подписантов документа. Исполнитель должен сначала собрать мнения каждого из авторов, гармонично объединить все точки зрения в один документ, а после согласовать итоговый материал.

Нередко этот процесс существенно растягивается во времени, поэтому задача редакционной коллегии – максимально объективно рассматривать проекты открытого письма на каждом заседании. К слову, заседания редколлегии не обязательно должны проводиться очно – достаточно разослать проект обращения и собрать мнения всех участников рабочей группы.

Техника написания

В зависимости от повода публичного обращения, стилистика открытого письма может варьироваться от призывной до информационно-разъяснительной. Подписантам документа следует заблаговременно определиться с целями подготовки документа.

Если целью открытого письма является привлечение общественного внимания к какой-либо проблеме и адресатами письма, в конечном итоге, являются не только лидеры мнений, но и население, следует максимально емко включить в документ социальную составляющую. К примеру, при описании проблемы лоббизма на фармакологическом рынке, обращение к чиновникам лучше проиллюстрировать примерами реального ущерба интересов потребителей.

Узкоспециализированные вопросы, затруднительные для понимания обывателей, лучше дополнить специальными информационными пояснениями. Ими не следует пренебрегать даже в тех случаях, когда получатель хорошо знаком с проблемой. Так, например, поднимая проблему отсутствия экспертизы проектной документации на определенные виды строительных работ, следует сделать ремарку, объясняя, почему это важно для населения.

Письмо – первый шаг к диалогу

Продолжая обсуждать вопросы целей, авторам письма не следует забывать о том, что открытое письмо является своего рода приглашением к публичному обсуждению вопроса. Для этого авторы документа должны сначала продемонстрировать свою компетентность и экспертную оценку. Важно не допускать в материале неверных трактовок, искаженных терминов и, безусловно, грамматических ошибок. Небрежность при подготовке открытого письма обещает обернуться против их авторов – СМИ и общественность могут расценить подписантов некомпетентными или попросту проигнорировать обращение.

Публикация открытого письма

После того, как письмо прошло итоговую редакцию и полностью одобрено всеми подписантами, следует придать письму публичность. Чаще всего площадками для размещения открытых писем служат СМИ, различные интернет-сайты и широкий круг адресатов рассылки. Важно продумать возможность распространения письма, чтобы оно приобрело желаемый резонанс.

При публикации в СМИ следует учитывать читательскую аудиторию, тираж (если это газета или журнал), а также возможность публикации на некоммерческой основе. Безвозмездная публикация важна не только исходя из экономических соображений. Подписи «На правах рекламы» или «Коммерческий материал» могут косвенно снизить общественное доверие к доводам, приведенным в открытом письме. Читатель скорее доверяет материалам, которые публикуются бесплатно или пишутся редакционным коллективом.

Оригинал открытого письма с подписями, входящим номером получателя и датой следует отсканировать и прикреплять к пресс-рассылке при распространении материала, чтобы СМИ могли быть уверены в достоверности документа.