Главным основанием для почитания мощей святых является сам факт Боговоплощения. Господь Иисус Христос принял человеческое тело, освятил человеческую телесность. Теперь уже невозможно ни в каких аспектах соглашаться с античным языческим утверждением о том, что тело – это темница души.


По словам Священного Писания, человек может быть храмом Святого Духа. Это говорит о том, что святые угодники Божии получили особую божественную благодать, которая соделала святыми всю человеческую личность. Таким образом, можно говорить о том, что святыми могут быть не только души, но и тела. Именно поэтому у православных христиан такое особое благоговейное отношение к мощам святых.


Почитание и благоговейное уважительное отношение к мощам святых выражается не только в поклонении и целовании святыни, но и в бережном хранении мощей, возведении многочисленных храмов и часовен над ними, а также установлении различных церковных торжеств по обретению святынь. Кроме этого, необходимо отметить особую практику вложения частиц мощей в святой антиминс, который располагается на святом престоле в алтаре православного храма.


Необходимо отметить и то, что в православной традиции имеет место почитание так называемых вторичных мощей. Благоговейное прикосновение и целование может адресоваться не только к телу святого человека, но и к останкам его одежды. Например, особое чувство благоговения и трепета верующие испытывают от прикосновения к Поясу Пресвятой Богородицы или частиц одежды иных святых. Еще в первые века христианства использовались опаясания и платки апостола Павла для исцеления болезней и изгнания бесов из людей.


В настоящее время также имеется множество свидетельств чудес, происходивших с людьми, после прикосновения к мощам святых. Многие верующие получали и получают просимое по молитве перед мощами.


Таким образом, можно отметить главные причины почитания православными верующими мощей святых угодников Божиих: молитвенная память самого святого, выраженная в благоговейном поклонении мощам; желание верующего приобщиться божественной благодати от мощей святого, а также надежда верующих на получение чудесной помощи в различных телесных и душевных недугах.