Поговорка «По одежке встречают…» не утратила своей актуальности и сегодня. Ведь одежда – это не только вещи, укрывающие тело от зноя или холода. Ее роль в современном обществе гораздо шире и многообразнее. Несмотря на то что сегодня нет жестких сословных ограничений, запрещающих ношение какого-либо наряда, модный костюм является тем социальным маркером, по которому окружающие четко определяют, к какому слою общества принадлежит его обладатель.

Костюм – знак принадлежности к определенной социальной группе


Согласно одной из теорий, мода возникла потому, что в обществе назрела необходимость удобного способа выразить свое отношение к определенным явлениям и продемонстрировать приверженность каким-либо ценностям. Потребность в четкой классификации на тех, кто следует всем модным трендам, тех, кто к ним равнодушен, и тем, кто их презирает, и стала двигателем моды.


В пользу справедливости такой теории говорит существование и развитие подростковой моды. Возникшая на волне протеста против общественных условностей, вначале она служит ярким социальным маркером принадлежности тинейджера к определенной социальной группе, например, к панкам или яппи. Затем каждая остромодная тенденция шлифуется ведущими кутюрье, которые адаптируют ее ко вкусам и потребностям более сдержанных членов социума. Так она переходит с улиц на модные подиумы.

Через некоторое время модный тренд подвергается очередной трансформации, и креативная модная новинка в «приглаженном» и «причесанном» виде выходит на улицы, становясь достоянием масс. В этот момент можно сказать, что мода на определенный наряд, стиль или образ мыслей умерла, поскольку она перестала выполнять роль того самого маркера, который позволял однозначно идентифицировать носителя моды как члена какой-либо социальной группы.

Одежда как символ статуса


Считается, что времена, когда по стоимости и качеству пошива костюма можно было безошибочно определить, к какому слою общества относится его обладатель, давно канули в Лету. Отчасти это действительно так: сегодня многие состоятельные люди предпочитают одеваться достаточно скромно и неброско. Но опытный взгляд модника все равно разглядит роскошные часы на запястье, высококачественный ремень из натуральной кожи на талии или небрежно покачивающуюся в руках брендовую сумочку.

Состоятельные люди в наше время не носят в повседневной жизни роскошных бриллиантов и норковых манто, они одеваются просто и стильно. Однако эта простота и становится тем самым социальным маркером, который отличает их от всех окружающих, носящих одежду, выпущенную под более дешевыми торговыми марками.