Инструкция
1
Выпишите из текста предложение, которое необходимо разобрать. Например,
«Фигуристка закончила показательное выступление, и зрители дружно зааплодировали».
2
Найдите главные члены предложения: субъект действия (подлежащее) и само действие (сказуемое). Помните, что если подлежащее выражено существительным, то данное существительное может стоять только в именительном падеже.
3
В данном предложении подлежащими являются существительные «фигуристка» и «зрители». Подчеркните их одной чертой и подпишите вверху над словами, какую функцию в предложении они выполняют (подлежащее).
4
Далее задайте вопрос от подлежащего «фигуристка что сделала?» - закончила, «зрители что сделали?» - зааплодировали. «Закончила» и «зааплодировали» - это сказуемые. Подчеркните их двумя чертами и подпишите их.
5
Теперь задайте вопрос от сказуемого к другим членам предложения. «Закончила что?» - выступление. Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение. В данном случае существительное «выступление» выступает в роли дополнения. Подчеркните его пунктирной линией и напишите над словом его синтаксическую функцию.
6
От дополнения задайте вопрос «выступление какое?» - показательное. Данное прилагательное выступает здесь в роли определения. Подчеркните слово «показательное» волнистой линией.
7
Аналогичным образом разберите второе простое предложение, входящее в состав сложного. Задайте вопрос от сказуемого «зааплодировали как?» - дружно. Члены предложения, отвечающие на вопрос «как?», «когда?», «каким образом?», «по какой причине?» и т.д. являются обстоятельствами. Наречие «дружно» в данном случае является обстоятельством. Подчеркните его пунктирной линией, чередуя тире с точкой.
8
Теперь приступайте к характеристике предложения по цели высказывания. Ориентируйтесь по знаку препинания. Если предложение заканчивается точкой, то оно, как в данном случае, будет повествовательным.
9
Далее выясните, является ли предложение восклицательным или невосклицательным. Опирайтесь на знак препинания и интонацию.
10
Взгляните на разбор и посчитайте количество грамматических основ. Если основа одна – предложение простое, если две и более – сложное.
11
В случае наличия нескольких основ определите характер связи между ними. Связаны ли они между собой по смыслу (сложносочиненные) или одно зависит от другого (сложноподчиненные).