Совет 1: Народ как социальная общность

Понятие «народ» - обширное, под эту категорию можно отнести какую-либо этническую группу или даже все население государства. Как социальная общность народ интегрируется с помощью производства, это и есть народная деятельность, имеющая общественный характер.

Труд как фактор единения

Совместный труд, объединяющий некоторое количество индивидуумов, помогает выработать схожее отношение к жизненным ценностям и традициям для каждого человека. При этом социология в данном случае понимает труд не как производство чего-либо или переработку, а как глобальный процесс.

До эпохи Возрождения понятие «народ» было связано исключительно с представлением об общности людей, существовало даже описательное понятие «стадо Христово», синонимичное категории «народ». Очевидно, что такое онтологическое трактование не имеет социологической основы, при таком понимании нет внутренней градации (в стаде все равны, все вперемежку), функциональности. Между тем, с развитием философской мысли и разработки ряда социальных концепций понимания личности и общности, стало очевидно, что «народ» даже как племя неоднороден, есть группы, микро- и макро-, есть коллективы, которые имеют роль в становлении народа, народности, формировании исторического процесса.

Историческая роль народа и определение общности в ключе развития истории

Роль народа в исторических переменах разнится в зависимости от эпохи. К примеру, революционные потрясения, безусловно, стали стимулом к развитию, а вот войны погубили некоторые общности, став причиной регрессии. Аналогично в производственной сфере, которая более определяет сущность «народа» как социальную: формирование экономического баланса и удовлетворение нормы потребления приводило к стогнации, а вот рост потребностей на фоне низкого уровня производства – к прогрессивному развитию (механизации, техническим революциям, научным открытиям). Логично предположить, что совместный труд и борьба за прогресс являются связанными характеристиками, давая определение народу как социальной общности. Единство народа все больше приближается к человеческой сути и проявляется с развитием общества.

Любопытно, что, к примеру, такая объединяющая категория как «язык», «языковая коммуникация» проигрывает «трудовому» объединяющему фактору. Язык народа, не являясь определяющим фактором общности народа, является опорой для создания связи между людьми, тогда как труд определяет специфику развития и саму возможность единения.

После рассмотрения факторов создания общности народа, хотелось бы определить, значат ли что-то эти факторы в сплачивании народа, стоит ли признаком народа определять духовную культуру, психологические и социальные характеристики. Даже специализированная литература, к сожалению, не предоставит точного ответа на этот вопрос. Духовным факторам внимания уделяется мало, приоритет отдается объективным материально-производственным.

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что народная общность, являясь союзом, связью людей, может строиться не только на материальных, но и на субъективно-сознательных факторах, к тому же без них сложиться нормальному социальному обществу практически невозможно.

Совет 2: Горожане как социальная общность

Горожане являются разновидностью социальной общности по социально-территориальному признаку. Горожане – это люди, проживающие в городах и ведущие городской образ жизни, характеризующийся мобильностью, активным социальным взаимодействием, разнообразием трудовой деятельности и культурных проявлений.

Понятие горожан как социальной общности

Социальная общность является источником социальной деятельности. Горожане проводят такую совместную социальную деятельность как проживание на компактной территории, осуществление несельскохозяйственного производства (технологического, инновационного, сферы услуг), создание комфортной инфраструктуры, масштабное потребление материальных благ и информации.

Горожан как социальную общность можно рассматривать с трех позиций:
- с позиции горожанина как отдельно взятого члена общества – проблематика жизни человека в городской среде, его возможностей для развития и реализации;
- с позиции горожан в групповом взаимодействии – особенности городского труда, разновидностей досуга, уровень культуры;
- с позиции горожан в зависимости от определенного места жительства в городе – различия социальных условий жителей центральной части города, окраин, бедных или фешенебельных районов.
Социальная структура города выступает в качестве модели общества и в качестве пространственно-инфраструктурной организации.

Особенности городского уклада жизни

Понятие городского уклада жизни появилось в результате такого исторического, географического и социального процесса как урбанизация, отождествляющегося с повышением роли городов в структуре и развитии общества. В основе урбанизации лежат территориальное разделение труда и разветвленная управленческая структура.

Характерные черты социальной городской культуры:
- многоструктурность;
- высокая концентрация различных видов трудовой деятельности;
- высокие темпы жизненной активности;
- большое количество общественных организаций и государственных учреждений;
- толерантность;
- ориентированность на инновации и прогресс;
- разнообразие субкультур, стилей искусства и способов самовыражения;
- обособление индивида с городом его проживания.

Социальными проблемами городского образа жизни являются следующие тенденции:
- кратковременные и поверхностные контакты в межличностном общении;
- анонимность;
- низкая вовлеченность в жизни окружающих людей – соседей, сотрудников;
- ослабление традиций.

В целом, социальные условия городского образа жизни несут в себе как возможности разностороннего развития личности и самовыражения, так и опасность обезличивания и отстраненности индивида от общества.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500