Совет 1: Какие бывают виды интеллекта

Интеллектом называется свойственная человеку способность к опосредованному и обобщенному отражению реальности – мышлению. В обыденной речи данном психологическому понятию соответствует слово «ум».
Человеческое мышление имеет множество проявлений, поэтому и интеллект как способность не представляет собой единого целого. В психологической науке существуют разные модели и классификации видов интеллекта.

Классификация Г. Айзенка

Американский психолог Г. Айзенк выделил три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Под биологическим интеллектом исследователь подразумевал физиологическую основу познавательного поведения – нейрологическую, гормональную и биохимическую. Психометрический интеллект – совокупность мыслительных способностей, подлежащих измерению посредством стандартных тестов. Социальный интеллект – способность к адаптации к окружающей социальной среде.

Модель Д. Векслера

Американский психиатр и психолог Д. Векслер предложил иерархическую модель интеллекта, классифицировав его виды по уровням. Он выделил уровень общего интеллекта, уровень групповых факторов и уровень специфических факторов.

К уровню групповых факторов Д. Векслер относит вербальный интеллект и пространственный. Вербальный интеллект отвечает за устную и письменную речь, межличностное общение, пространственный – за восприятие зрительных образов, умение их создавать и манипулировать ими.

На уровне специфических интеллектуальных факторов находятся арифметические, технические и другие специальные способности. Кроме того, Д. Векслер подразделял интеллект на вербальный и невербальный. Первый связан с теми способностями, которые личность приобретает в течение жизни, а второй – с психофизиологическими возможностями, присущими человеку от природы.

Классификация Р. Кеттэлла

Американский исследователь Р. Кеттэлл подразделял интеллект на свободный и связанный.

Свободный интеллект обеспечивает первоначальное накопление знаний индивидом. Он определяется развитием ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот вид интеллекта никоим образом не зависит от того, насколько человек приобщен к культуре. Тесты, выявляющие его, представляют собой задачи на восприятие, при решении которых испытуемый находит различия в изображениях.

В отличие от свободного, связанный интеллект определяется жизненным опытом личности – теми знаниями и интеллектуальными навыками, которые человек приобретает, живя в обществе, приобщаясь к культуре того или иного социума.

Классификация М. Холодной

Российский психолог М. Холодная выделяет несколько видов интеллекта, выполняющих противоположные функции.

1. Общий интеллект определяет успешность во многих видах деятельности, частный – в одном.

2. Ковергентный интеллект обеспечивает достижение заданной цели, дивергентный – создание новых целей.

3. Репродуктивный интеллект отвечает за актуализацию информации, продуктивный – за ее преобразование.

4. Кристаллизованный интеллект обеспечивает накопление информации, текущий – за ее обработку.

Совет 2: Что такое девиантное поведение

Девиантностью называют устойчивое отклонение от статистических норм, определенный образ действий, мышления, поведения, который для общей популяции типичным не является.
Девиантное поведение – действия, которые не соответствуют моральным и правовым нормам, установленным официально или просто сложившимся в данной социальной группе. Нарушение этих норм влечет за собой наказание, лечение, исправление или изоляцию.

Какие бывают виды девиантного поведения

Основными видами девиантного поведения являются алкоголизм и наркомания, преступность, суицид, сексуальные девиации. У девиантного поведения формы взаимосвязаны – при отклонении от нормы в одной из социальных областей значительно увеличивается вероятность не соответствующего стандартам поведения в другой.

Девиантное поведение может быть:
1. Докриминогенным; эти нарушения моральных норм и правил поведения в обществе уголовно наказуемыми не являются.
2. Криминогенным; так называют уголовно наказуемые действия.

Считается, что в нормальных социальных условиях девиантное поведение встречается довольно редко. Но при условиях социальной дезорганизации, при ослабевании нормативного контроля вероятность проявления девиации многократно возрастает. Среди таких ситуаций – стресс, резкие перемены в обществе, межгрупповые и внутригрупповые конфликты.

Девиантое поведение в обществе часто встречается в таких ситуациях, когда при общих целях средства для их достижения, одобряемые социально, доступны не всем. Девиантное поведение может проявиться у таких людей, для кого социализация происходит в среде, где считаются нормальными факторы, которые предрасполагают к такому поведению. Среди них – аморальность, насилие и так далее.

Почему девиантное поведение негативно отзывается на человеческой личности

Прямым результатом девиантного поведения становится дезадаптация – к нормальной полноценной жизни в обществе с таким поведением сложно приспособиться. Его результатом, как правило, является изоляция или наказание.

Девиантное поведение способно вызвать негативную оценку окружающих и приводит к значительному ухудшению отношений с семьей и близкими людьми. Личности человека при этом наносится огромный ущерб.

Причиной такого поведения становится чаще всего низкий уровень интеллекта, неправильное воспитание, неблагоприятная социальная среда. Ошибки в воспитании могут с большой вероятностью привести к формированию личности со склонностью к девиации.

Немалую роль способен сыграть опыт антисоциальных поступков, осуждаемых в обществе, которые человек совершает в юном возрасте. Это может быть умышленный обман, присвоение чужого имущества и даже прогулы в школе. У ребенка, подростка отклонения в поведении нередко связаны с протестом перед кажущимся ему несправедливым отношением взрослых – так может проявляться взросление, самоутверждение.
Видео по теме

Совет 3: Как нужно развивать свою память

Немногие люди могут похвастать отличной памятью. С возрастом память часто ослабевает, поэтому ее нужно постоянно развивать и тренировать, ведь хорошая память – это важная составляющая часть интеллекта.
Инструкция
1
Память бывает трех видов: зрительная, слуховая и моторная. Одним людям достаточно услышать, чтобы запомнить, а другим необходимо все увидеть своими глазами. Моторная память – это многократное повторение действия. Подумайте, какой вид памяти у вас наиболее развит и воспользуйтесь своим преимуществом. Например, для зрительной памяти подойдут упражнения, где вы сконцентрируете свое внимание на определенных картинках или предметах. Для тренировки слуховой памяти повторите все вами услышанное на лекции или на курсах. Проговаривайте все вслух, так вы добьетесь лучшего эффекта.
2
Больше читайте, желательно чтобы литература была разных жанров, так вы заставите мозг работать интенсивнее. Это могут быть исторические романы, фантастика или периодические издания. Заучивайте стихи и интересные высказывания известных людей наизусть.
3
Постоянно учитесь чему-то новому, это очень стимулирует работу мозга. Запишитесь на курсы иностранного языка или возьмите несколько кулинарных уроков. Кроме тренировки памяти вы получите новые знания и навыки. К тому же, разносторонне развитые люди весьма интересны в общении.
4
Каждая информация необходима для исполнения определенного дела. Поэтому представляйте ситуации, в которых полученные вами знания могут пригодиться. Таким образом, вы «привязываете» информацию к конкретным делам, и в нужный момент она всплывет в вашей памяти.
5
Обращайте внимание на мелкие детали. Именно внимательность помогает людям эффективнее «сообщать» головному мозгу, что необходимо запомнить, а что можно «отсеять».
6
Людям свойственно намного лучше запоминать информацию, которая затронула их чувства и оставила отклик в душе. Поэтому при запоминании материала старайтесь использовать образы, которые несут некую эмоциональную окраску.
Видео по теме
Источники:
  • Древаль А. Психология интеллекта
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500