Совет 1: Регистрируем право собственности на жилую недвижимость

Приобретение недвижимости – это всегда событие, радостное или грустное. Но после того как первые эмоции от важной новости схлынут, встанет вопрос «как же ее оформить?». И, к сожалению, иногда регистрация превращается в кошмар.
Множество жизненных ситуаций может привести к необходимости регистрации права собственности на жилье. Съезд нескольких семей на одну жилплощадь, или, наоборот, разъезд из ставшего слишком тесным жилья. В зависимости от типа жилого помещения (частный дом или квартира) и от причины смены собственника, процедура регистрации будет различаться.

Регистрация права собственности на квартиру

Этот процесс проходит в два этапа – сбор документов для регистрации и, собственно, сама регистрация. Причины регистрации могут быть абсолютно разными, разным будет и пакет документов в каждом случае.

Документы, которые необходимы в любом случае: общегражданский паспорт нового собственника, кадастровый паспорт на квартиру (если была зарегистрирована до 1998 года), документ – основание права собственности, квитанция об уплате госпошлины. Остальной набор документов зависит от документа – основания права собственности.

Если документ-основание – договор (купли-продажи, дарения, мены и т.п.), то для регистрации права собственности необходимы еще: общегражданский паспорт второй стороны сделки; документ, на основании которого продавец или даритель владеет недвижимостью; в некоторых случаях еще нотариальные согласия супругов сторон; нотариальные доверенности; справка из органов опеки и попечительства (если в квартире прописан несовершеннолетний). Также на регистрации необходимо присутствие обоих участников сделки.

Если документ-основание – договор передачи с муниципалитетом (приватизация квартиры), то к основному набору добавьте копию ордера на квартиру, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета.

Если же регистрация происходит по причине получения наследства, или по решению суда, то никаких особенных дополнительных документов не нужно.

Второй этап – непосредственно регистрация. Для ее осуществления необходимо явиться с собранным пакетом документов в регистрирующий орган – Управление федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии.

Регистрация права собственности на жилой дом

Регистрация права собственности на жилой дом несколько отличается от регистрации квартиры. Здесь не будет приватизации жилья, но будет, в некоторых случаях, регистрация права собственности на землю, так как жилой дом неотделим от земли, на которой стоит.

Если документ-основание – договор, по которому переходит только дом, то набор документов и порядок регистрации будет тот же, что и для квартиры. Но чаще всего дом передают вместе с земельным участком, на котором он стоит. В этом случае в договоре будет описан дом и земельный участок, а в пакет документов необходимо добавить кадастровый паспорт на землю.

Самые интересные и сложные случаи бывают, когда получен в наследство старый дом. Если вы унаследовали от бабушки дом в деревне, который не был зарегистрирован последние 20 лет, то нужно первым делом найти правоустанавливающие документы на дом и, скорее всего, землю. Для этого отправляйтесь в местный архив. Там вам должны выдать копию постановления местного исполкома о передаче наследодателю земли в пожизненное наследуемое владение (право собственности в России существует с 1993 года), и копию свидетельства на землю.

Часто так бывает, что найти эти документы не представляется возможным, или в них имеется значимая опечатка, делающая их недействительными. В таком случае дорога только одна – в суд, подавать исковое заявление о признании права собственности в порядке наследования. И тут уже для доказательства вашего права на бабушкину недвижимость пригодятся любые, порой самые неожиданные документы. Список их составить нельзя, все решается индивидуально в каждом конкретном случае.

Совет 2: Как регистрировать право собственности

Регистрация права собственности – это процесс приватизации, договор дарения, обмена, купли-продажи, ренты и судебное решение. Такая процедура осуществляется Федеральной регистрационной службой, и только она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на жилое имущество.
Вам понадобится
  • Пакет документов, заявление.
Инструкция
1
Необходимость регистрации права собственности на недвижимость возникает в следующих случаях – покупка, обмен, дарение, наследование, приватизация, деприватизация, аренда на срок более года, объект недвижимости не имеет регистрацию в государственном реестре. Такая процедура, как регистрация права собственности осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и Гражданским Кодексом РФ.
2
Для регистрации права собственности, необходимо подать заявление и собранный заранее пакет документов, куда входят – выписка из БТИ; документ, подтверждающий уплату регистрационной пошлины; копии паспорта; свидетельство о постановке на учет в налоговую службу; нотариально заверенное заявление супруга или супруги о согласие на проведение сделки; документ, подтверждающий сделку с недвижимостью.
3
Далее будет проведена экспертиза документов и проверка законности совершаемой сделки.
4
Затем устанавливается отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, и других оснований для отказа от регистрации права собственности.
5
Если оснований для отказа не имеется, то вносятся записи в Единый государственный реестр прав на жилое имущество.
6
После всех тщательных проверок совершаются надписи на правоустанавливающих документах и выдается удостоверение о государственной регистрации прав на недвижимость.
Видео по теме
Совет полезен?
Процесс регистрации права собственности обычно занимает 30 дней со дня подачи заявления и документов, но может продолжаться значительно больше.
Источники:
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", гл.3
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500