Совет 1: Национальные музыкальные инструменты татар

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе ее лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.
Во второй половине 19 века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как гармонь, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты



Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Свое название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле и как сольный инструмент.

Наряду с классическим кураем существует копше - курай с 2 отверстиями.

Другой инструмент – сорнай, распространен не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты



Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы 14 в. «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.

Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долбленого дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже 19-20 вв. думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.

Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечетным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты



Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объем и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в 10 веке.

Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Совет 2: Народные духовые музыкальные инструменты

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.
Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний музыкальный инструмент, известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана



Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта



Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, у башкиркурай, у белорусов – дудка, у украинцев – сопилка, у грузин – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка



Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок



Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.
Видео по теме
Источники:
  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 3: Чем отличаются духовые инструменты

Духовые инструменты являются одними из самых сложных музыкальных инструментов, поскольку они требуют не только знание аппликатуры и высокой техники работы пальцев, но и правильное дыхание.
Вам понадобится
  • Медные духовые инструменты, деревянные духовые инструменты
Инструкция
1
Обратите внимание на форму и материал. Духовые инструменты, как правило, имеют продольную форму в виде труб различной длины и устройства. Их делают из дерева и металла, иногда из пластика. Музыкальные звуки появляются за счет колебаний воздуха, подаваемого музыкантом через рот. Чем больше площадь полости трубы, тем больше воздуха требуется для издания правильного звука. Фактически, главной особенностью духовых музыкальных инструментов является управление звуками преимущественно воздушными потоками, а не конечностями (руки, ноги). В то же время, помимо подачи воздуха в основную полость инструмента, работа руками все-таки требуется. Как правило, на теле инструмента расположены клапаны или отверстия, которые музыкант приводит в действие или закрывает/открывает пальцами. Аппликатура у различных духовых отличается между собой, однако в большинстве случаев аппликатуры схожи, в то время как техника дыхания особенная у каждого инструмента.
2
Рассмотрите деревянные духовые инструменты. Они имеют объемный звук, причем в зависимости от вида дерева, из которого сделан инструмент, звук получается мягкий или резкий, звонкий или глухой. Наиболее распространенными видами деревьев-материалов для духовых являются орех, груша и вишня. Главная особенность деревянных духовых инструментов состоит в их аутентичности. Сегодня производство подобного рода инструментов основано преимущественно на использовании металла в качестве главного материала, в то время как из дерева делают старинные и народные инструменты, такие как блокфлейта, жалейка, ложки, вистл, свирель и др. В большинстве случаев их используют для исполнения средневековой и народной музыки. Кроме того, деревянные духовые инструменты в качестве регулятора подачи воздуха и, соответственно, извлечения той или иной ноты, имеют исключительно отверстия, которые закрываются/открываются пальцами в соответствии с индивидуальной для каждого инструмента аппликатурой.
3
Не упускайте из виду медные духовые инструменты. Принцип игры на подобных инструментах заключается не только в определенной силе подачи воздуха, но и в правильном положении губ. Регуляторами таких инструментов выступают преимущественно клапаны, которые отрываются и закрываются при помощи нажатия на них пальцами. Благодаря особенной конструкции и металлическому материалу медные духовые инструменты способны издавать полный хроматический звукоряд, являясь полноценными инструментами для исполнения классической музыки. Главными представителями медных духовых являются оркестровая флейта, тромбон, кларнет, саксофон и др.
Видео по теме

Совет 4: К каким музыкальным инструментам относится домбра

Исконно русские музыкальные инструменты уходят в прошлое, уступая место новым. Мало где сегодня можно услышать балалайку, еще реже встречается домра. Домра является прародительницей балалайки и по праву считается русским народным инструментом.
Инструкция
1
Домра в России существовала издревле, ее изображение можно увидеть на лубочных картинках. Любопытно, что инструмент этот стал поистине международным, под разными названиями домра используется у многих народностей. У калмыков – домр, у татар – домбра, или дунбура.
2
По своему звучанию домра делится на несколько видов: пикколо, меццо-сопрановая и альтовая домра. Этот щипковый инструмент представляет собой конструкцию из деревянного корпуса, на нижней части которого прикреплен щиток. В верхней части расположен гриф с колками. Струны крепятся на щитке и с помощью колков натягиваются на грифе.
3
Корпус домры изготавливают из семи частей сухого дерева, которые склеивают в определенной последовательности. Гриф склеивается из пород твердого дерева, причем волокна дерева располагают вдоль.
4
Первоначально домру изготавливали из куска дерева, выдалбливая полусферическую полость, затем крепили гриф, на который натягивали струны, изготовленные из жил животных. В семнадцатом веке церковь, обеспокоенная бурным развитием светской культуры, начала гонения на «бесовские инструменты», к которым была отнесена и домра.
5
Под давлением церковников, царь Алексей Михайлович в 1648 году издал указ о запрете использовать домру как музыкальный инструмент. Музыкантам-скоморохам было запрещено играть на домре, а сами инструменты подлежали уничтожению. Такой трагической судьбы не испытывал ни один музыкальный инструмент. После семнадцатого века не было оставлено ни одного письменного упоминания о домре.
6
Возрождение инструмента началось с В.Андреева – талантливейшего музыканта. В 1896 году он нашел полуразрушенный инструмент, который, по мнению Андреева, был домрой. Вместе с известным скрипичным мастером С. Налимовым, Андреев разработал и воплотил в жизнь совершенно новую концепцию в изготовлении домры. Был сконструирован круглый, полусферический корпус, склеенный из нескольких пород дерева, гриф с тремя струнами. Так стала выглядеть новая домра.
7
К моменту возрождения домры, Андреев уже руководил оркестром балалаечников. Андреев был захвачен идеей создания оркестра русских народных инструментов. Для воплощения в жизнь своей идеи, Андрееву требовалась группа инструментов, которая могла бы создать сквозную мелодическую тему в общем звучании оркестра. Для этого очень подходила возрожденная домра. Была создана и включена в оркестр группа домр.
8
В 1948 году в институте имени Гнесиных на кафедре народных инструментов была открыта школа игры на трехструнной домре. Домра стала полноправным членом каждого оркестра русских народных инструментов.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500