Совет 1: Что делать, если два ИНН

ИНН представляет собой 10-ти или 12-тизначный код, который присваивается каждому плательщику налогов, будь то организация или гражданин. Присвоение индивидуального номера происходит на основании заявления, а занимаются этим специалисты территориальных инспекций ФНС.
Поскольку плательщиков налогов много, а налоговых инспекторов мало, иногда выписка свидетельства о присвоении ИНН сопровождается разного рода ошибками и накладками. Иногда случается так, что налогоплательщику присвоено сразу 2 ИНН. Правильно ли это, необходимо ли принимать какие-то действия в такой ситуации?

Порядок присвоения ИНН

Он отражен в Приказе МНС РФ №БГ-3-09/178от 03.03.2004. Юридическим лицам ИНН присваивается на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ (для компаний) или ЕГРИП (для предпринимателей). Сведения обо всех присвоенных ИНН аккумулируются в общей базе – едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). Территориальные налоговые инспекции обязаны ежедневно передавать в ЕГРН сведения обо всех ИНН, присвоенных компаниям, предпринимателям и гражданам за предыдущий рабочий день.

Действительные и недействительные номера

Согласно нормам, изложенным в III разделе Приказа, ИНН налогоплательщика может быть признан недействительным. Это касается тех организаций, которые прекратили свою деятельность путем ликвидации, реорганизации или банкротства, а также предпринимателей, решивших закрыть бизнес. У физического лица также может оказаться недействительный ИНН. Например, таковым будет считаться номер, выданный либо повторно, либо с нарушениями норм действующего законодательства.

Как узнать свой ИНН?

Для этого необходимо зайти на портал ФНС и воспользоваться сервисом «Узнай свой ИНН». Здесь же можно узнать, сколько ИНН вам присвоено. Для этого достаточно заполнить форму запроса о факте постановки на налоговый учет и присвоения ИНН. У тех, кто состоит на учете в налоговых органах, обязательно будет ИНН, поэтому его номер окажется в строке результата. Необходимо обратить внимание на то, что если вы меняли паспорт, то процедуру нужно будет повторить, введя в форму запроса и данные паспорта, выданного ранее.

Что делать, если вам присвоено два ИНН?

Обратиться в территориальную инспекцию ФНС и указать налоговикам на произошедшую путаницу. Они внесут необходимые изменения в регистры учета, с тем, чтобы у вас остался единственный ИНН, ведь поскольку каждому налогоплательщику ИНН может быть присвоен только 1 раз. Вероятнее всего, в базе налоговой инспекции будет оставлен тот номер, по которому выдавалось свидетельство о присвоении ИНН на бумажном носителе. Предъявив это свидетельство, вы подтвердите правомочность присвоения вам конкретного номера.

Если у вас нет на руках бланка свидетельства, налоговики, вероятно, посчитают действующим тот номер, который был выдан первым. Причем, сведения обо всех уплаченных налогах будут перенесены в налоговую карточку по этому номеру. Получить на руки дубликат свидетельства о присвоении ИНН можно, написав соответствующее заявление непосредственно в ФНС, или заполнить электронную заявку на сайте налоговой инспекции.

Совет 2: Обязательно ли получать ИНН

Присвоение ИНН гражданам, индивидуальным предпринимателям и организациям по сути является постановкой на налоговый учет. Постановка на учет в налоговых органах регулируется Кодексом РФ, а также Приказом Министерства финансов РФ №114Н от 05.11.2009 года.

ИНН физических лиц

Физическое лицо может встать на налоговый учет самостоятельно, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Однако, если гражданин не проявит инициативы и не зарегистрируется в качестве налогоплательщика, налоговая служба имеет право поставить это физическое лицо на налоговый учет без его участия. Такая процедура производится на основании сведений, полученных от органов, перечень которых указан в 85 статье Налогового Кодекса РФ. Такие сведения могут предоставлять органы регистрационного учета, занимающиеся регистрацией граждан по месту жительства; органы, осуществляющие выдачу или замену паспортов и т.п.

Гражданин имеет право по заявлению получить свидетельство ИНН, которое является документом, свидетельствующим о его регистрации в качестве налогоплательщика. Получение свидетельства физическим лицом, которое не является индивидуальным предпринимателем - дело добровольное.
По законодательству отсутствие свидетельства ИНН у гражданина не считается нарушением.

Физическое лицо, не являющееся предпринимателем, может оплачивать налоги, не имея на руках свидетельства о постановке на налоговый учет. По закону гражданин при уплате налогов не обязан указывать свой ИНН при заполнении налоговых деклараций.

Что касается ситуаций, когда работодатель требует у работника свидетельство ИНН – такое требование не является законным. По трудовому законодательству, свидетельство о постановке на налоговый учет не относится к документам, обязательным для заключения трудового договора. Исключением является отдельная категория работников, которая должна предоставлять свидетельство ИНН по месту работы.
К категории работников, обязанных предоставлять свидетельство ИНН, относятся сотрудники, состоящие на государственной службе, руководители организаций, главные бухгалтера.

ИНН индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

При открытии индивидуального предприятия используется личный ИНН предпринимателя. Если ранее предприниматель не состоял на учете в налоговой инспекции в качестве физического лица, он должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган.

Если физическое лицо получает свидетельство ИНН по собственному желанию, то индивидуальный предприниматель должен получить этот документ на руки в обязательном порядке. Копия этого свидетельства прикладывается к заявлению о регистрации ИП. При оплате налогов индивидуальным предпринимателем ИНН используется вместо персональных данных.

Юридическому лицу при регистрации также присваивается ИНН, который принадлежит непосредственно организации, а не отдельному лицу. Получение свидетельства юридическим лицом, как и в случае с ИП, обязательно.
Источники:
  • Зачем нам нужен этот непонятный ИНН?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500