Совет 1: Зачем нужны эпитеты

Слово «эпитет» переводится с греческого языка как приложение. Эпитет – это определение, придающее выражению эмоциональность и образность, а также авторскую окраску и дополнительный смысл.
Эпитет – это, прежде всего, художественное определение, которое отмечает существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом им явлении. В античные времена эпитеты разделяли на «необходимые» и «украшающие». К первым относили определения, которые неразрывно сливались со словом и становились словосочетанием, в котором невозможно разделить слова без ущерба для смысла (белая горячка, русский язык). Украшающие эпитеты, напротив, детализируют и уточняют описываемый предмет (черная ночь, свежий хлеб). Сегодня специалисты склоняются считать, что к эпитетам можно отнести только украшающие предмет определения. Эпитетами могут быть не только прилагательные (роща золотая), но и существительные (волшебница-зима), наречия (щеголевато подкрутил ус), деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) и даже глаголы (багровеет закат). По своему содержанию эпитеты делятся на изобразительные и лирические. Изобразительные эпитеты выделяют существенную сторону изображаемого без привнесения какого-либо оценочного элемента (желтые листья). А лирические эпитеты, напротив, прямо выражают отношение автора к изображаемому (черный человек). Зачастую в одних и тех же эпитетах одновременно присутствуют и лирический и изобразительный элементы. Как в знаменитом гоголевском описании Днепра. Выделение существенных черт для в изображаемых явлениях – приобретение нового времени. В древности было не так, о чем свидетельствуют так называемые постоянные эпитеты, которые распространены в фольклорной литературе. В произведениях устного народного творчества изображение определенных явлений сопровождается устойчивыми определениями (добрый молодец, красна девица, поле чистое). Художественные эпитеты оживляют литературу, делают ее образной и яркой. Наделяя привычные слова необычными свойствами, они помогают авторам создать более объемный мир. Искусно связанные вместе знакомые слова помогают раскрытию характеров персонажей, погружению в атмосферу и быт определенный эпохи.

Совет 2: Для чего нужны эпитеты

Слово «эпитет» переводится с греческого языка как приложение, прибавление. Эпитет – это определение, которое придает выражению образность, а также эмоциональность, авторскую окраску и дополнительный смысл.



Эпитет – это, прежде всего, художественное определение, которое отмечает существенную черту в изображаемом автором явлении.

Эпитет – стилистически значимое, характеризующее предмет речи, слово или словосочетание.

Эпитетами могут быть прилагательные (парус одинокий), существительные (мать – сыра земля), наречия (щеголевато переступать ногами), деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) и даже глаголы (синеют небеса).

Эпитеты бывают изобразительными и лирическими. Изобразительные эпитеты выделяют существенную сторону изображаемого без привнесения какого-либо оценочного элемента (синее море). А лирические эпитеты выражают авторское отношение к тому, что он изображает (черный квадрат).

Из фольклора пришли в речь так называемые постоянные эпитеты. Это устойчивые образно-поэтические определения явлений или предметов, выраженные, как правило, прилагательными (темные леса, зеленые луга, желтые пески). Эпитеты в устном народном творчестве определяют предмет с точки зрения воплощения в нем совершенного или высшего качества.

Идейно-художественное значение эпитетов в фольклоре соответствует смыслу самих произведений. В сказках при помощи эпитетов передается совершенство изображаемого мира (самоцветные камни, высокий терем), в песнях он носит иносказательный характер и служит выразительной лирической оценке (млад, ясен сокол).

Наделяя привычные слова необычными свойствами, эпитеты помогают авторам создать яркий и выразительный мир. Они придают объемность словам, дают эмоциональную оценку или образную характеристику предметам изображения. Искусно связанные друг с другом знакомые слова помогают писателю раскрыть характеры персонажей, погрузить читателя в быт и атмосферу описываемой эпохи.


Источники:
  • Брокгауз и Эфрон «Энциклопедический словарь». Эпитеты

Совет 3: Зачем нужны деепричастия

Деепричастие в школьном курсе русского языка выделяется в самостоятельную часть речи, хотя по сути является особой неспрягаемой формой глагола. Деепричастие обозначает действие, сопутствующее другому, названному в том же предложении глаголом. Характерный признак этой части речи – неизменяемость, т.е. отсутствие грамматических форм.



Деепричастие имеет грамматические признаки глагола и наречия. С глаголом его «роднит» общность лексического значения, т.е. обозначение действия, общность вида (совершенного или несовершенного), характер сочетаемости и возможность определяться наречием («быстро читать» – «быстро читая»). Наречность деепричастия выражается в его неизменяемости, а также в назывании обстоятельственного признака глагольного действия и в синтаксическом примыкании к другому глаголу.


Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельств, характеризующих основное действие, заключенное в сказуемом. Поэтому деятель-подлежащее для выполнения основного и добавочного действия один и тот же. Например, в предложении «Волны несутся, гремя и сверкая» подлежащее «волны» выполняет основное действие «несутся» и два добавочных – «гремя и сверкая». Обратите внимание, что иное построение предложения с употребленным деепричастием невозможно, кроме присоединения деепричастного оборота к односоставному безличному инфинитивному предложению. Сравните:
– «Закрыв книгу, вы восстановите в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно.
– «Закрыв книгу, можно восстановить в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно (деепричастный оборот употреблен в односоставном безличном предложении).
– «Закрыв книгу, сразу вспомнилось стихотворение». – Предложение построено неверно, т.к. подлежащее «стихотворение» не выполняет добавочного действия «закрыв».


Деепричастие всегда образуется от исходного глагола, сохраняя признак вида и возвратности. Например, «трещать → треща» (деепричастие несовершенного вида, без признака возвратности); «рассмеяться → рассмеявшись» (совершенного вида, с признаком возвратности). Иногда глаголы имеют вариантные формы деепричастий: «озябнуть → озябнув, озябши». Последняя форма имеет стилистическую помету «устаревшее» и обычно используется для создания художественного образа.


Не следует путать деепричастие, обозначающее добавочное действие, и наречие, образовавшееся путем перехода из одной части речи в другую.
– «Он шел очень медленно, прихрамывая на правую ногу». – Деепричастие «прихрамывая» обозначает добавочное действие и имеет значение образа действия.
– «Он шел прихрамывая». – Наречие «прихрамывая» утеряло значение добавочного действия и обозначает только признак действия «шел».


Видео по теме

Совет 4: Зачем нужны существительные

Имя существительное относится к самостоятельным частям речи и имеет грамматическое значение предметности. Это значение отличается от понятия «предмет», поскольку многие существительные с точки зрения лексики не обозначают конкретных предметов. Грамматический признак предметности обнаруживается по вопросам «кто?» или «что?». Существительное дает наименование всем существующим явлениям, понятиям, предметам.



Морфологические признаки имени существительного включают постоянные категории рода, склонения, одушевленности/неодушевленности. К изменяемым признакам относятся падеж и число.

Для определения постоянных категорий существительного следует поставить его в начальную форму – именительного падежа единственного числа. Например, в предложении «В лесу стояла полная тишина» имя существительное «в лесу» употребляется в форме предложного падежа единственного числа, при этом по начальной форме слова «лес» определяется мужской род, 2-е склонение.

По значению и грамматическим свойствам определенные группы существительных могут быть противопоставлены друг другу.

• Нарицательные существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, противопоставлены собственным, которые называют единичные предметы (город – Москва; девочка – Маша);

• Одушевленные существительные, дающие наименования живым существам, противопоставлены неодушевленным, обозначающим предметы и явления действительности, не причисляемые к живым (человек – страна). Эта категория устанавливается по вопросам (кто? что?);

• Конкретные существительные, обозначающие предметы и явления, которые подвергаются счету, противопоставлены отвлеченным, вещественным и собирательным.

- Отвлеченными называют понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака (нищета, вдохновение, любовь);

- К вещественным относят существительные, дающие наименование однородной по своему составу массе, например, пищевым продуктам, сельскохозяйственным культурам, минералам, металлам, химическим элементам и т.д. (масло, серебро, бензин, духи);

- Собирательные существительные обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как неделимое целое, которое невозможно определить количественным числительным (молодежь, листва, профессура).

Все существительные распределены по двум грамматическим классам: склоняемые, т.е. изменяемые по падежам (их большинство), и несклоняемые (например, заимствованные слова типа «жюри», «рефери», «авеню»; аббревиатуры – МГУ, ООН, ГЭС).


Видео по теме

Совет 5: Что такое эпитет в литературе

Украсить поэтическую и прозаическую речь помогают изобразительно-выразительные средства русского языка, к которым относят тропы и фигуры. Используя язык символов, тропов, поэты создают свой особый, поэтический язык. Одним из средств, позволяющим создать красивый текст, является эпитет.

Эпитет — это метафора, выступающая в роли определения, которое переносит свойства одного предмета или явления на другое. В качестве примеров эпитетов можно привести следующие словосочетания: нежный ветер, гадкий день, каменное сердце.

Основоположником ученья о эпитетах стал Александр Веселовский. В литературе до сих пор нет установившегося взгляда на природу эпитетов: некоторые ученые относят эпитеты к фигурам речи, другие — к тропам. Также одни литературоведы считают, что эпитеты — это элементы только поэтической речи, другие — находят их в прозе.

В литературоведении выделяет несколько типов эпитетов: изобразительные и лирические.

Типы эпитетов

Изобразительные эпитеты передают свойства или качества, воспринимаемые органами чувств (например: черный день, горький смех).

Лирические эпитеты фиксируют свойства, передающие эмоции и различные настроения (например: большой сад, нежный ветер).

Так, на основе преобладания в тексте того или иного типа эпитетов можно сделать вывод, что автор воспринимает мир в себе (при доминировании лирических эпитетов) или мир вне себя (при доминировании изобразительных эпитетов).

Также при определении и характеристике эпитетов следует учитывать такое понятие, как постоянные эпитеты, которые в основном свойственны фольклорным произведениям (например: красна девица, добрый молодец). Постоянные эпитеты определенным образом прирастают к слову и тесно с ним связаны.

Эпитеты могут быть выражены любой частью речи (имя существительное — веселья шум, боль сердца; наречие — горячо любить; глагол — желание забыться и т.д.).

 

Видео по теме
Источники:
  • Брокгауз и Эфрон «Энциклопедический словарь». Эпитеты.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500