Совет 1: Как объяснить постановку двоеточия

По меткому высказыванию А.П. Чехова, «знаки препинания – ноты при чтении». Точки, запятые, двоеточия, тире – без этих и многих других символов невозможно представить оформление письменной речи, ведь именно они позволяют осуществить ее смысловое членение. Одним из разделительных знаков препинания является двоеточие.
Инструкция
1
Если ряд однородных членов предваряется обобщающим словом, после него ставится двоеточие. Например: «На празднестве по случаю дня города присутствовали все: девушки и парни, мужчины и женщины, дети и старики». Обобщающее слово здесь – «все». Двоеточие также ставится, если предшествующего однородным членам обобщающего слова или словосочетания нет, но нужно предупредить читателя о последующем перечислении. К примеру: «Гуляя по лесу и собирая грибы, мы нашли: десять подберезовиков, семь подосиновиков, два белых гриба и множество лисичек».
2
Важно отметить, что если однородные члены выражены именами собственными, будь то названия литературных произведений, географические наименования и т.д., а им предшествует общее приложение или определяемое слово (город, река, книга), двоеточие в таких случаях не ставится. Интонационная предупреждающая пауза, характерная для обобщающих слов, при чтении также отсутствует. Например: «За лето школьник прочитал произведения «Войну и мир», «Тараса Бульбу», «Тихий Дон» и другие».
3
После обобщающего слова могут стоять слова «как-то», «то есть», «а именно», «например». В таком случае они отделяются от обобщающего слова запятой, а двоеточие ставится после них: «На обед в студенческой столовой предлагались разные супы, как-то: щи, рассольник, борщ, суп с фрикадельками». Если на однородных членах предложение не заканчивается, они также отделяются от обобщающего слова двоеточием, но после них ставится тире. Например: «И все вокруг: и поля, и дороги, и воздух – было пропитано ласковым вечерним солнцем».
4
В сложноподчиненном предложении с одним придаточным перед последним ставится двоеточие, если в главном предложении есть слова, предупреждающие о дальнейшем разъяснении: «Я мечтал только об одном: чтобы боль наконец утихла». Если таких слов нет, придаточное предложение отделяется от главного запятой.
5
В ряде случаев двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения. Так, этот знак препинания употребляется, когда вторая часть бессоюзного предложения разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (можно вставить «а именно»). Например: «Преподаватель этики имел одно очень важное свойство: он до смерти не любил, когда спят на его занятиях».
6
В сложном бессоюзном предложении также требуется двоеточие, если в первой его части присутствуют глаголы «видеть», «слышать», «чувствовать», «знать» и т.п., предупреждающие читателя, что дальше последует какое-либо описание или изложение какого-либо факта. Например: «Я знаю: мы не можем быть вместе». Но при отсутствующей интонации предупреждения может быть поставлена вместо двоеточия запятая.
7
Во второй части сложного бессоюзного предложения может быть указано основание, причина того, о чем говорится в начале, и в этом случае также требуется двоеточие (можно вставить «потому что», «так как»): «Шлагбаум на железнодорожном переезде был опущен: со станции шел поезд». Также вторая часть может представлять собой прямой вопрос: «Гулял я по лесу и думал: зачем я живу? для чего я родился?»

Совет 2: Методика SMART для постановки целей и задач

Методика S.M.A.R.T. (от англ. smart – умный) – это аббревиатура, включающая в себя 5 слов, обозначающих необходимые признаки постановки цели. Впервые описал методику и объяснил каждое входящее в неё понятие Дж. Доран в 1981 г. в статье «There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives».

S (SPECIFIC) – конкретный; цель должна быть четкой, конкретной. При постановке целей должен быть явно определен результат, которого нужно достичь. Некоторые авторы расшифровывают S как simple – «простой». Значит, цель должна быть ясно и просто сформулирована. При этом каждая цель ставится отдельно, каждый результат прорабатывается в методике сам по себе. Если, разбирая цель по методике SMART, вы замечаете, что в неё входят несколько целей, их нужно разделить и прорабатывать отдельно друг от друга.

M (MEASUREBLE) – измеримый; у каждой цели должен быть количественный показатель. Повысить продажи на 15%, пробегать 3 км в день, написать к следующему году определенное количество статей. Нужно определить точное значение желаемого результата.

A (ACHIEVABLE) – достижимый; цель должна быть реальной, достижимой. В некоторых источниках - attainable (достижимый). Вы должны проработать все варианты, оценить свои ресурсы, определить время, которое уйдет на решение задачи.

R (RELEVENT) – значимый, актуальный; нужно определить, актуальны ли способы достижения цели, стоящая и нужная ли эта цель. Определите, может ли созданный план решить намеченную задачу.

T (TIME-BOUND) – ограниченный во времени; путь к цели должен иметь свои рамки. Вы должны отвести на решение задачи определенное время, учитывая все нюансы и владение необходимыми ресурсами. Если точного срока достижения цели не будет, то и результат достичь будет очень трудно.

Иногда используется аббревиатура S.M.A.R.T.E.R., где Е – Evaluate и R – Reevaluate (оценивать и пересматривать) означают постоянную корректировку плана с учетом изменяющихся обстоятельств. 

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500