Различия в развитии психики у человека и животных



И у животных, и у человека психика постоянно развивается. Но между нами есть существенное отличие: на психику и характер животного в большей мере воздействует генетика. Развитие их психики – это, по сути, передача биологического опыта: мама-кошка покажет котятам, что можно есть, а что нельзя, как охотиться, как высоко можно забраться и спрыгнуть, кого следует опасаться. Остальное доделает природа: отшлифует знания и навыки, полученные от мамы.

Для полноценного развития человеческой психики биологического опыта недостаточно — мы живем в обществе, среди множества человеческих вещей и отношений. Вот почему дети «Маугли», которых воспитывали в раннем детстве животные, практически не способны стать полноценными членами нашего общества.


Биологические предпосылки развития психики



О нормальном развитии психики можно говорить только тогда, когда в основе лежит правильно сформированный головной мозг и нервная система. Изменения в анатомии мозга могут быть врожденными, вследствие болезней беременной, ее питания, стрессов и так далее. Могут быть приобретенными: например, при травме затылочно-теменной области, теряется способность к счету.

Некоторые дети имеют врожденные способности и задатки к определенной деятельности. Они могут освоить, к примеру, игру на музыкальных инструментах быстрее, и достичь лучших результатов, чем те, кто этих способностей не имеет. Задача взрослых - вовремя распознать эти задатки, и создать условия для их развития.

Возрастные изменения также влияют на психическую деятельность, например, в старости снижается способность адаптации к окружающей среде, поэтому пожилым людям сложно понять современную музыку, моду и нравы молодежи.

Социализация



Наибольшее влияние на формирование и развитие психики оказывает внешняя среда: отношения и установки родителей, общество, религия, культура, бытовые условия.

Потребность в общении — одна из основных. Общение – это не только передача информации, но и познание себя. В течение жизни отношение к общению изменяется: для маленького ребенка это скорее внимание, а затем потребность в уважении, понимании.

Этапы психического развития



Есть определенные этапы, через которые проходит психическое развитие. Если какой-то этап развития не будет пройден, то его уже не наверстать, в психике будет отклонение.

В первый год жизни основная задача маленького человека как можно больше узнать информации об окружающем мире, и получить достаточно внимания от матери. Затем, постепенно, связь с матерью ослабевает, и к трем годам ребенок все чаще говорит «Я сам». С трех до семи лет ребенок играет в ролевые игры, закладываются его будущие социальные роли. После восьми лет активно развивается интеллект.

Задержку психического развития могут вызвать чрезмерная опека, смещение гендерных ролей родителей, недостаток близкого общения.