Совет 1: Социальная стратификация как социологический аспект

Социальная стратификация – предмет изучения социологов, политологов и частично социальных психологов и специалистов в области управления и маркетинга. Социальная стратификация как социологический аспект выявляет причины и внутренние механизмы социально-экономических различий между представителями отдельных групп населения.
В основе социальной стратификации как социологического аспекта лежит разделение общества на социальные группы в горизонтальной иерархии по ряду критериев: неравенство в доходах, объем власти, уровень образования, предписанный и достигнутый статус, профессиональный престиж, авторитет и другие. С этой точки зрения социальная стратификация является частным случаем социальной дифференциации.

Главными параметрами социальной стратификации как социологического аспекта специалисты называют открытость общественной системы и ключевые измерения социальной стратификации – власть, авторитет, социальный статус и экономическое положение. Открытыми считаются общества, в которых возможно изменение статуса, полученного при рождении, за счет социальной мобильности. Закрытыми признаются общества, где запрещено менять предписанный социально-экономический статус, например, кастовая система Индии до 1900 года.

Среди систем социальной стратификации выделяют четыре: рабство, кланы, касты и классы. Иногда рассматривают как отдельную систему гендерное неравенство, которое существует также внутри каждой из четырех систем. Социологи сходятся во мнении, что цивилизация на современном этапе представляет собой классовую систему из трех уровней – высшего класса, среднего и низшего, а идентификация социальных классов осуществляется тремя способами - объективным, репутационным и субъективным (метод самооценки).

Основными понятиями социальной стратификации как социологического аспекта являются социальная мобильность, предписанный и достигнутый статус, классовая принадлежность, неравенство и депривация.

Многие наблюдаемые проявления социальной стратификации основаны на негласных социальных контрактах, корни которых уходят в архетипы ритуалов власти и подчинения. Человеку свойственно проявлять повышенную предупредительность и уважение в общении с другими, если те превосходят его в экономической или профессиональной компетенции, даже если это мнение ошибочно, и высокий статус на поверку оказывается мнимым. Некоторым удается значительно повысить изначально предписанный статус именно благодаря умению «правильно себя подать», создать образ социально и экономически успешного человека с тем, чтобы заручиться расположением действительно преуспевающих людей.

В рамках социальной стратификации как социологического аспекта изучают две главные теории социального неравенства – функционалистскую и конфликтологическую. Первая основана на консервативной традиции и утверждает, что социальное неравенство необходимо для успешной реализации основных функций любого общества. Вторая представляет радикальное направление и называет социальное неравенство инструментом эксплуатации.

Совет 2: Что такое социальная стратификация

Стратификация - это всегда иерархия, разделение общества. В данном случае - разделение по принципу социальной принадлежности. Существует множество социальных слоев, или страт.

Страта - единица деления при стратификации. Поскольку само понятие пришло из геологии, то страта - это пласт, слой, только не в земле, а в обществе. Все люди, так или иначе, входят в различные социальные группы. Их можно выделить бесконечное множество, если брать за основу различные принципы деления.

Например, можно выделить страты в зависимости от возраста, материального достатка, владения имуществом. Профессиональный музыкант, музыкант-любитель, просто слушатель - тоже будут своего рода слои. В различные исторические периоды, в разных государствах такое деление могло играть существенную роль в жизни всех людей. Так, в Индии были касты, в России - сословия, в более поздний период - классы. Принадлежность к той или иной группе могла определять всю жизнь человека, от рождения до смерти. В той же Индии переход из одной касты в другую был невозможен. В России с огромным трудом и удачей можно было «подняться» по социальной лестнице. Но вырасти из зажиточного крестьянства в купечество, класс мелкой буржуазии стало реальным только ближе к XX веку.

Но и сейчас стратификация играет большую роль в социальной жизни практически всех людей. Несмотря на провозглашение демократических принципов, всеобщее равенство, на деле оказывается, что связи, материальное положение, некоторые виды деятельности позволяют получить определенные привилегии. И общество так или иначе оказывается поделенным на слои, выстроенные в иерархию. В общем виде это выглядит как деление на элиты и массы. Т.е. внизу социальной лестницы находятся, к примеру, простые рабочие, выше - чиновники, которые могут на них влиять, еще выше - правящая элита города, региона, страны и т.п.

Деление на слои можно осуществить и «горизонтально», например, по роду деятельности. Так, известный музыкант и известный спортсмен могут стоять на одной ступеньке «вертикальной» иерархии, но при этом они, естественно, входят в различные социальные группы.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500