Совет 1: Как придумать опыт по физике

Лабораторные опыты по физике — одни из самых интересных практических занятий в школе, они помогают лучше понять пройденный материал и заинтересовывают в учебе. Придумать и провести опыт по физике можно даже в домашних условиях, для этого нужно знать основные законы физики, а также продумать зрелищность опыта.
Если опыты по физике нужны для демонстрации на уроке, следует заранее вспомнить недавно пройденные темы и учесть их. Например, в 7 классе подойдут самые простые опыты, помогающие понять основные физические законы, строение веществ, силу давления. Для 8-го класса подойдут эксперименты, доказывающие существование магнитного поля, электрического тока, законов оптики. В 9-м классе изучаются законы движения тел и их взаимодействие между собой, интересны опыты на тему звука и звуковых волн. В 10-11 классах все эти темы изучаются более углубленно, так что подойдут любые эксперименты.

Строение веществ и агрегатные состояния вещества

Различную плотность веществ помогает продемонстрировать следующий опыт. Нужно подобрать несколько жидкостей разной плотности и поочередно налить их в прозрачный стакан. Наливать следует с помощью бумаги, свернутой фунтиком, так, чтобы струйка разбивалась о стенки бокала и стекала вниз. Некоторые жидкости можно подкрасить, так опыт станет более эффектным. Внизу должна быть жидкость с самой большой плотностью, например, подсоленная вода. Затем по очереди можно налить красное вино, подсолнечное масло и эфирный спирт. Либо можно просто брать воду с различным содержанием сахара — на дне 20% сироп, чуть выше 15%, еще выше 10% и т.д.

Эффектно выглядят опыты со свечой. Можно задувать свечу из-за бутылки, при этом потоки воздуха будут обтекать бутылку. Или подвесить над огнем бумажную спираль, которая будет крутиться за счет восходящего потока теплого воздуха. Эффектно выглядит парафиновый мотор: свечу нужно поджечь с обеих сторон и уложить на спицу так, чтобы она могла свободно качаться. Капли парафина будут капать с обоих концов, и свеча начнет раскачиваться все сильнее и сильнее.

Электрические и магнитные явления

Чтобы продемонстрировать наличие магнитного поля, можно использовать металлические стружки, разложенные на подносе или картоне. Если внизу к подносу поднести магнит, можно будет увидеть, как стружки выстроятся дугами, по линиям магнитной индукции.

Для опытов, демонстрирующих электрические явления, удобно использовать игрушечные наборы начинающих электриков, в которых уже подготовлены элементы питания, основные схемы, есть провода, амперметр, вольтметр. Можно поинтересоваться у учителя физики о наличии всего необходимого в школе. Интересны для современных детей опыты с генерированием электричества, когда простыми механическими движениями (например, нажимая педаль) можно зажечь лампу или зарядить телефон.

Совет 2: Кто придумал радио

Радио есть в доме, мобильных и компьютерных устройствах, салонах машин. В годы войны это устройство сообщало мирному населению новости с полей сражений. Но до сих пор нет единого мнения о том, кто придумал радио.
Создателями радио называют Александра Степановича Попова и Гульельмо Маркони. Первый изобретатель жил в России, другой – в Италии. Но еще за несколько лет до них идеями о беспроволочной передаче были буквально одержимы некоторые из ученых и инженеров.

Джеймс Максвелл и Генрих Герц

В 1864 году ученый Джеймс Максвелл разработал теорию электродинамики. Он утверждал, что в пространстве существуют волны, скорость которых может сравниться со скоростью света. Позже его теория стала одной из фундаментальных в современной физике.

Генрих Герц, вдохновившись работой своего коллеги, создал аппарат, который мог принимать и отправлять такие волны. В 1886 году он опубликовал результаты некоторых своих исследований, чем доказал верность теории Максвелла.

Постепенно аппарат улучшался и модернизировался. А идея о том, что с помощью волн можно передавать информацию на расстоянии, буквально витала в воздухе. Оставалось только понять ее и довести до ума.

Попов и Маркони

Александр Степанович Попов был сыном деревенского священника и собирался пойти по стопам отца. Но его интересы с возрастом изменились, после чего он окончил отделение математики Санкт-Петербургского университета с отличием. Позже у него появилась заинтересованность в электротехнике. Изучив новые открытия в этой области, Попов стал инструктором в Московском училище, который располагался в Кронштадте.

Там же он узнал о работе Герца. Александр Степанович повторил его эксперименты и в 1896 году провел демонстрацию своих опытов перед физическим обществом Северной столицы. С помощью азбуки Морзе он передавал сообщения внутри университета. Затем российский физик начал сотрудничество с военно-морским флотом. Со временем расстояние, на которое распространялись волны, достигло 50 км.

В тоже время на другом конце Европы над созданием такого аппарата работал итальянский изобретатель Гульельмо Маркони. В технической школе Ливорно он познакомился с опытами Герца и повторил их. Расстояние, на которое он смог передать волны, составило 2 км.

Но на родине ученному не удалось найти поддержки и в 1984 году он перебирается в Лондон. Там он продолжил свои исследования и увеличил дистанцию до 10 км. После этого он получил патент на свое изобретение и основал компанию Marconi Wirelessand Telegraph Company. Это запустило массовое производство радио.

Таким образом, изобретателем радио в привычном понимании является Маркони. Попов изобрел аппарат, который был способен передавать сигналы. Но разработка эта носила некоммерческий, а военный характер, поэтому оформить патент у российского ученого не было возможности.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500