Сначала происходит первичная социализация ребенка. Это основа, от которой будут зависеть другие этапы. Насколько хорошо ребенок сумеет понять основные принципы, традиции и особенности поведения в обществе, настолько успешно будет протекать его дальнейшая социальная жизнь. Важнейшую роль на этом этапе играет семья.

Близкие родственники (в частности, родители) закладывают фундамент представлений об обществе, его ценностях и нормах, а также социальных ролях. Например, если с детства родители негативно отзываются о какой-либо социальной группе, то ребенок может вырасти с абсолютным убеждением в их правоте. То же самое относится к любым другим сферам. Именно поэтому процесс воспитания считается одним из самых значимых в жизни любого человека.


Вторичная социальная адаптация



Под этим термином понимают социализацию, происходящую вне дома. Как только ребенок способен нормально контактировать с незнакомыми людьми, у него появляется возможность оценить и другие точки зрения. Яркий пример – школа. Здесь начинают действовать новые нормы и правила, которые нужно соблюдать.

Несоблюдение некоторых правил может сильно навредить социальным отношениям ребенка. Например, ябеды реже находят друзей. Если ребенок как-нибудь подведет весь класс, то ему могут объявить бойкот. Эти ошибки позволяют лучше понимать, как взаимодействовать с другими людьми. К тому же, помимо собственных ошибок, дети обращают внимание на чужие, таким образом, получая опыт без существенного вреда.

Другие виды социальных адаптаций



Дальше процессы социализации накладываются друг на друга. Досрочная социализация, как правило, проявляется одной из первых. Ее суть заключается в том, что человек репетирует будущие социальные роли. Например, парень с девушкой могут жить вместе, но при этом не находиться в браке. Таким образом, они примеряют будущие роли и обретают новые социальные навыки (совместная жизнь, длительные отношения и пр.).

Ресоциализация наступает в более позднем возрасте. На этом этапе человек меняет свое отношение к каким-либо социальным вопросам, обретает новые навыки, а также подвергается воздействию внутренних ценностей. Например, человек мог быть убежден в превосходстве одной из социальных групп, но после яркого случая изменил свои взгляды. Процесс ресоциализации протекает всю жизнь.

Групповая и организационная социальная адаптация позволяют человеку вживаться в коллективы. При этом групповая подразумевает простое нахождение внутри коллектива и выполнение правил, а организационная - приобретение необходимых навыков работы с персоналом ради достижения поставленных целей.