Клиновые ремни являются разновидностью приводных ремней – гибких элементов, используемых для передачи крутящего момента между ведущим и ведомым шкивами ременных передач. В конструкции автомобилей клиновые ремни служат для подвода мощности от коленчатого вала к агрегатам, приводимым от двигателя.

Геометрические характеристики



Клиновый ремень имеет сечение в форме трапеции, боковые стороны которой прижимаются силами трения к ответным поверхностям шкива. Глубина шкива должна предусматривать наличие зазора между нижней стороной ремня и канавкой шкива.


Современные стандарты и техусловия, регламентирующие типоразмеры клиновых ремней применяемых в конструкции автомобильных двигателей, предусматривают такие их разновидности, как ремни классического сечения, узкого сечения и ремни с зубчатой кромкой. Сечение клинового ремня выбирается по каталогам в зависимости от максимальной окружной скорости, развиваемой на периферийном диаметре шкива.

Конструкция



Клиновый ремень состоит из трех основных конструктивных элементов – корда, основы и тканевой обертки. Корд представляет собой армирующие волокна, изготавливаемые из синтетических либо углеродных тканей. Корд воспринимает основную часть нагрузки, действующей на ремень. Основа клинового ремня изготавливается из резины и обеспечивает ему требуемую гибкость. Тканевая обертка предназначена для улучшения сцепления между ремнем и поверхностью шкива, а также уменьшения износа резиновой основы ремня.

Нагрузочная способность клинового ремня зависит не только от его геометрических характеристик, но и от применяемых материалов. Ремни разных производителей одного типоразмера и нагрузочной способности полностью взаимозаменяемы.

Особенности различных типов клиновых ремней



Клиновый ремень узкого сечения способен передавать большую мощность, чем классический ремень равных с ним габаритов. Для возможности передачи больших мощностей узкие клиновые ремни производятся с более прочными кордами, чем классические.

Зубчатые клиновые ремни также широко используются в автомобильных двигателях. Они не имеют тканевой обертки на контактных поверхностях, которые шлифуются для более равномерного сцепления.

Для передачи больших мощностей без значительного увеличения габаритов передачи используют мультиклиновые ремни, геометрически представляющие собой несколько расположенных вплотную клиновых ремней.