Совет 1: Почему сок березы весной сладкий

Береза – символ русской природы, воспетый во множестве народных песен, - известна не только своей красотой. Она приносит человеку много пользы: березовые листья и почки являются лекарством от многих болезней; любители русской бани летом запасают на весь год веники из березовых веток. Богат полезными веществами и сок березы.
Почему сок березы весной сладкий
Движение сока в березе начинается в марте, во время первых оттепелей, когда тает снег и к корням дерева начинает поступать вода. Тогда запасы крахмала, отложившиеся за зиму в корнях и в стволе березы, превращаются в сахар, растворяются в воде и под действием корневого давления поднимаются по сосудам древесины к почкам, обеспечивая их питание. В березовом соке содержится от 0,5 до 2% сахара. Но это не просто сладковатая водичка. В состав сока березы входят и витамины, минералы, микроэлементы, биологически активные вещества, фитонциды, органические кислоты. Есть в нем железо, кальций, калий. Продолжается сокодвижение до конца апреля, до момента распускания почек, - всего 15 или 20 дней. При этом сок движется только под воздействием тепла солнечных лучей – в первой половине дня. Ночью же сокодвижение замирает. Кстати, вкус березового сока не у всех берез одинаков. Более сладкий сок дают деревья, растущие на солнечных, возвышенных местах. Об этом хорошо знают птицы, которые тоже любят полакомиться сладким соком: именно на таких березах они ищут поврежденные веточки, из которых каплями стекает сок. Иногда птицы и сами надламывают тонкие березовые веточки. Если на дереве много поврежденных веток, то в теплый солнечный день создается впечатление, что береза плачет – это каплет сок из ранок. А дятел просто долбит ствол березы, чтобы добыть сок.Березовый сок весьма полезен при лечении многих заболеваний, под его влиянием из организма выводятся шлаки и прочие вредные вещества. Согласно исследованиям финских медиков, сиропы и леденцы, приготовленные из сока березы, являются профилактическим средством для предупреждения развития кариеса зубов.Сироп из березового сока получают путем выпаривания. Получается вещество желтовато-белого цвета, по консистенции напоминающее мед и содержащее около 60% сахара.Можно запасти целебный сок впрок: разлить его по полулитровым бутылкам, добавить в каждую 2 чайных ложки сахара, закупорить и хранить в холодном темном погребе. В свое время СССР в больших объемах поставлял пастеризованный березовый сок на экспорт, в страны Западной Европы и США.

Совет 2: Как сохранить березовый сок зимой

Традиционно березовый сок пьют непосредственно после сбора, пока он не утратил свежесть и максимальную пользу. В течение 2-3-х дней его можно хранить в холодильнике или в погребе, за это время он не испортится. Но затем неизбежно закиснет, забродит и превратится в ядовитую жидкость. Однако люди, с незапамятных времен знающие о целебных свойствах березового сока, научились хранить его и зимой. Многие из этих рецептов используются и в наши дни.
Как сохранить березовый сок зимой
Вам понадобится
  • - сок березовый;
  • - сахарный песок;
  • - изюм;
  • - дрожжи;
  • - сухофрукты;
  • - банки или бутылки для хранения сока;
  • - металлические крышки и пробки.
Инструкция
1
Сбраживание. Возьмите 3 литра березового сока, 6 ч.л. сахарного песка и 10-15 изюмин. В чистую и выдержанную над паром в течение 10 минут 3-литровую банку влейте сок, высыпьте песок и добавьте промытый изюм. Все хорошенько перемешайте и закройте неплотной крышкой или воздушным шариком. Через 2-3 дня в банке образуется сильно газированный напиток приятного вкуса, в котором осталась вся польза березового сока. Этот напиток может довольно долго храниться в прохладном месте в емкостях с закрытыми крышками.
2
Консервация. Влейте березовый сок в эмалированную кастрюлю и подогрейте до 80оС. Ни в коем случае не доводите его до кипения. Быстро разлейте горячий сок в подготовленные, т.е. предварительно пропаренные над кипящей водой, бутылки или банки. Бутылки прикройте пробками (неплотно), банки – крышками и поместите их в большую кастрюлю с водой, нагретой до 90оС для пастеризации. Выдержите их в этой кастрюле, поставленной на плиту на самый тихий огонь, 20-30 минут. Затем бутылки плотно закройте пробками, а банки закатайте металлическими крышками. Уберите на хранение в темное место.

Вы можете облегчить себе работу, исключив процедуру пастеризации. Для этого после разлива подогретого сока в бутылки и банки сразу плотно закройте их пробками и металлическими крышками, быстро укутайте в старые одеяла (шубы, шали, платки) и отставьте до естественного остывания, после чего определите на хранение в темное место.
3
Дрожжевой квас. Возьмите 1 литр березового сока, 15-20 граммов свежих (прессованных) дрожжей или 5-6 граммов сухих и 5-10 изюмин. Подогрейте сок в эмалированной кастрюле до 30-35оС, затем перелейте его в банку или бутылку, добавьте дрожжи и изюм. Закройте плотной крышкой и поместите в темное прохладное место. Квас будет готов через 2 недели. При отсутствии тепла и света он может храниться до 6-8 месяцев.
4
Квас с сухофруктами. Для приготовления такого кваса вам потребуется 5 литров березового сока и 800 граммов сухофруктов (при меньшем количестве сока уменьшайте соответственно и количество сухофруктов). Влейте сок в эмалированную, стеклянную или керамическую посуду, накройте полотенцем и выдержите при комнатной температуре несколько дней. При первых признаках брожения (помутнении, островков пены, кисловатого запаха и др.) добавьте хорошенько промытые сухофрукты, снова накройте полотенцем и поместите в темное прохладное место. Через 2 недели готовый квас процедите через сито или марлю и разлейте по банкам или бутылкам, закрыв плотными крышками (пробками). В холодильнике или в погребе такой квас хранится до следующего сезона сбора березового сока.
5
Сироп. Поставьте эмалированную кастрюлю с березовым соком на тихий огонь и выпаривайте его до густоты сиропа. Конечный продукт должен иметь консистенцию свежего меда и легкий лимонный оттенок. Обычно он содержит 60% сахара и хранится практически вечно, как и натуральный мед. Его можно добавлять в чай, компоты и кисели, разводить водой и употреблять в качестве морса.
Видео по теме
Источники:
  • http://www.allwomens.ru/10072-lechebnye-svojstva-berezovogo-soka.html
  • березовый сок весной
ПОИСК
Совет полезен?
Осталось символов: 500