Совет 1: До какого возраста можно быть донором крови

Донорство крови - не только ответственный шаг, направленный на спасение жизни другого человека, но и своеобразный метод контроля собственного здоровья: ведь донор должен соответствовать целому ряду условий и ограничений, в том числе по возрасту.
Донорство крови является чрезвычайно ответственной сферой, поскольку от соблюдения правил сдачи крови зависит жизнь как минимум двух людей - донора и реципиента. В этой связи она жестко регулируется действующим законодательством.

Верхний возрастной порог для донора

В течение нескольких лет основным нормативно-правовым актом, регулирующим процесс сдачи крови в нашей стране, был закон Российской Федерации № 5142-1 от 9 июня 1993 года «О донорстве крови и ее компонентов». Статья 1 этого закона действительно содержала конкретное возрастное ограничение для лиц, желающих стать донорами: указывалось, что сдавать кровь для медицинских целей могли только люди в возрасте от 18 до 60 лет.

Однако в 2012 году был принят новый Федеральный закон № 125-ФЗ от 20 июля 2012 года «О донорстве крови и ее компонентов», который действует и по сегодняшний день. При этом в данном нормативно-правовом акте указана лишь нижняя возрастная граница для потенциальных доноров, которая по-прежнему составляет 18 лет. Таким образом, с законодательной точки зрения ограничения по возрасту для лиц, желающих выступить в качестве доноров крови, на сегодняшний день не существует.

Другие ограничения для донора

Вместе с тем, лица, желающие сдать кровь в качестве донора, должны соответствовать целому ряду других критериев и условий, соблюдение которых является обязательным вне зависимости от возраста. Так, к числу общих требований для любого донора относятся:
- масса тела, составляющая не менее 50 килограммов;
- температура тела, не превышающая 37°С;
- систолическое («верхнее») давление, находящееся в пределах от 90 до 160 мм.рт.ст.;
- диастолическое («нижнее») давление, находящееся в пределах от 60 до 100 мм.рт.ст.;
- пульс, находящийся в пределах от 50 до 100 ударов в минуту.

Помимо этих общих условий, существует целый ряд требований к состоянию здоровья потенциального донора. Так, во-первых, у него должны отсутствовать все заболевания из перечня, представляющего собой строгий список противопоказаний к сдаче крови для переливания. Он включает 19 крупных групп заболеваний, к силу которых относятся паразитарные болезни, а также некоторые заболевания органов дыхания, пищеварения, почек, печени, кожи, глаз и других органов.

Кроме того, у донора должны отсутствовать временные противопоказания к сдаче крови, например, употребление алкоголя, прием некоторых лекарств и другие. Если же потенциальный донор отвечает всем перечисленным условиям, его возраст абсолютно не является препятствием для сдачи крови.

Совет 2: Как найти донора крови

Согласно статистическим данным, каждый год свыше 1,5 млн. человек в России нуждаются в переливании крови. Кровь собирают и затем перерабатывают согласно определенным правилам. Разным реципиентам необходимы различные компоненты крови. Это могут быть эритроцитная, лейкоцитная массы или белки плазмы крови.
Инструкция
1
Чтобы найти донора, нужно, прежде всего, узнать, какой именно компонент крови необходим. Получите эту информацию от лечащего врача.
2
Поищите донора в кругу своих ближайших родственников. Поинтересуйтесь, нет ли человека с нужной группой крови среди ваших друзей и знакомых. Однако не отчаивайтесь, если среди них не найдется того, чья кровь окажется совместимой по группе с кровью реципиента. Сейчас есть возможность обменять кровь, полученную от донора с несовместимой группой, на нужную.
3
Узнайте о наличии необходимого компонента на станции переливания крови. Обязательно посетите отделение заготовки крови. Эти отделения взаимосвязаны, однако, поскольку расположены в разных частях города, принимают кровь от разных доноров. Расскажите о близком вам человеке, нуждающемся в переливании крови, покажите его фото персоналу. Это позволит людям проникнуться возникшей у вас трудной ситуацией и подтолкнет к оказанию помощи в поиске донора.
4
Обратитесь за помощью в СМИ. Помимо указания группы крови, обстоятельно объясните в объявлении, кому требуется помощь, и как человек оказался в затруднительной жизненной ситуации. Это сподвигнет людей на благородный порыв. Расклейте заметные объявления сами.
5
Ознакомьтесь с объявлениями по оказанию услуг донорства на сайтах соответствующей тематики. На некоторых из них содержится справочная информация и объявления частного характера. Как правило, это сайты, направленные на оказание помощи в поисках доноров для определенных регионов и областей страны.
6
Любого, кто отзовется на вашу просьбу о помощи, не оставьте без благодарности за оказание помощи в сложившейся ситуации. Выразите свою признательность, найдите нужные слова. Тогда донор, возможно, расскажет о ваших трудностях другим, и найдется еще кто-нибудь готовый помочь.
7
То поощрение, которое доноры получают за свой вклад, просто мизерное. Возьмите это на заметку и простимулируйте потенциальных доноров материально. Сообщите в своих объявлениях о вознаграждении.

Совет 3: Почему нельзя быть донором

Донорами могут быть здоровые люди в возрасте от 18 до 60 лет, которые не имеют абсолютных или временных противопоказаний. Состояние здоровья является основной причиной отказа для взятия крови или ее составляющих.

Общими противопоказаниями являются частые процедуры: для мужчин – не более пяти раз в год, для женщин – не более четырех. Перед сдачей крови не рекомендуется употреблять в пищу жареные, острые, копченые, жирные, молочные блюда, яйца, алкогольные напитки, различные лекарственные препараты с содержанием анальгетиков.

Абсолютными противопоказаниями к взятию крови являются инфекционные заболевания, которые передаются через кровь, венерические заболевания, ВИЧ-инфекции, все формы туберкулеза, вирусные гепатиты, сыпной тиф. Второй группой заболеваний считается наличие паразитарной инфекции, которая передается через кровь. Это токсоплазмоз, тринаносомоз, эхнококкоз, филяриатоз и другие. Третья группа – это наличие злокачественных новообразований, что обусловлено развитием онкологического заболевания.

Болезни крови и сердечно-сосудистой системы являются абсолютным отказом при приеме донорской крови. К таким заболеваниям относятся гипертония (2-3 степень), ишемия, атеросклероз, тромбофлебит, пороки сердца, миокардит и т.д.

Даже при болезнях органов дыхания, ЛОР-органов и органов пищеварительного тракта категорически противопоказано донорство. Заболевания органов дыхания – это бронхиальная астма, эмфизема легких, обструктивный бронхит, пневмосклероз. Заболевания ЛОР-органов – озена и различные воспалительные процессы. Заболевания органов пищеварения – язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, ахилический гастрит.

Даже при глазных болезнях (миопия высокой степень, трахома, ирит, хориоретинит), заболеваниях мочевыводящих и желчных путей взятия крови невозможно. Также противопоказанием является наличие кожных заболеваний (псориаз, экзема, микоз, грибковое поражение) и перенесенные операции по удалению органа (желудок, селезенка, почка).

Нельзя сдавать кровь в период беременности, лактации и менструации; после прививания различными вакцинами (гепатит, столбняк, дифтерия, тиф, грипп и другие); при повышенной температуре, респираторных заболеваниях до полного выздоровления донора.

Видео по теме

Совет 4: Как можно стать донором

Донор – человек, который дает свою кровь нуждающемуся в ней больному. Быть донором это не только благородно, но еще и полезно. Так как, во-первых, при каждой сдачи крови вас осматривает врач, а значит, ваше здоровье под присмотром. Во-вторых, периодические донации крови благоприятно влияют на состояние организма. Подмечено, доноры болеют меньше. Стать донором может человек, достигший 18 лет, не имеющий в прошлом инфекционных заболеваний, вроде гепатита или сифилиса.
Инструкция
1
Зайдите в Центр крови в вашем городе. Обратитесь в регистратуру. Здесь вам дадут заполнить небольшую анкету донора. Не забудьте взять с собой паспорт.
2
После врач-терапевт оценит состояние вашего здоровья. Он измерит давление, послушает сердце, измерит вес (минимально допустимый вес для донора — 50 кг), задаст несколько вопросов. Например, если вы носите очки или контактные линзы – обязательно поинтересуется, насколько плохо вы видите. Людей со слабым зрением в доноры не берут, ради их же безопасности.
3
Врач обязательно посмотрит, есть ли у вас на теле пирсинг или татуировки. Если подобные украшения вы делали менее года назад, сдавать кровь вас не допустят. Так как вместе с татуировкой или пирсингом вам могли занести инфекцию.
4
Также у вас возьмут кровь из пальца. Проверят ее на наличие ВИЧ-инфекции, алкоголя, наркотиков, лекарств. Определят группу крови и ее резус-фактор.
5
Если никаких противопоказаний не будет, вашу кандидатуру одобрят, и вы сможете сдавать кровь. Далее вас направят в буфет, где предложат выпить чашку сладкого чая с печеньем или конфетами.
6
Затем проводят в процедурный кабинет, где, собственно, и возьмут кровь. Не забудьте потом получить справку о сдаче крови для освобождения на один день от работы или учебы. Также она пригодится для получения денежной компенсации.
7
Обычно у донора за раз берут 450 миллилитров крови. Нередко после этой процедуры люди чувствуют слабость или головокружение. Поэтому после донации не делайте резких движений.
8
Посидите 10-15 минут в коридоре. Старайтесь каждый раз брать кого-нибудь с собой, кто сможет отвезти вас домой. Не снимайте повязку 3-4 часа и избегайте тяжелых нагрузок в течение дня.
Обратите внимание
Минимальный интервал между забором цельной крови – 2 месяца. Если у вас брали только плазму, то снова прийти в Центр крови можно через 7-14 дней. Мужчинам разрешено сдавать кровь не чаще 5 раз в год, женщинам – не чаще 4. Во время беременности и менструаций донация противопоказана.
Совет полезен?
Накануне и в день донации не рекомендуется есть жирную, жареную, острую и копченую пищу. За два дня до процедуры нельзя употреблять алкоголь, за три – принимать лекарства, содержащие аспирин и анальгетики. За час до процедуры нужно воздержаться от курения.

Совет 5: Как стать донором органов посмертно

Донорство — это предоставление донором своих органов и тканей для трансплантации другому человеку, крови — для переливания. Наиболее распространено по всему миру донорство крови. Проблем с донорством крови обычно не возникает, потому что сдавать кровь можно на протяжении длительного периода жизни без вреда для здоровья. С донорством органов ситуация сложнее, потому что некоторые органы можно получить для трансплантации только после смерти донора.

Трансплантация органов и тканей

Ряд тяжелых болезней возможно вылечить только путем трансплантации донорских органов и тканей. Пересадка костного мозга, например, зачастую является единственной возможностью спасти жизнь пациента, больного патологиями органов кроветворения. Хроническую почечную недостаточность тоже эффективно можно вылечить только пересадкой донорской почки, в противном случае пациент будет всю свою жизнь зависеть от аппарата «искусственная почка».

Законодательством нашей страны предусмотрено прижизненное донорство парных органов, например, почек и частей органов или тканей, потеря которых не представляет опасности для жизни и здоровья. Так, костный мозг у донора для трансплантации отбирают обычно с бедренной кости. Это совершенно не опасно, потому что большое количество костного мозга остается в плоских костях донора, и недостатков компонентов крови он испытывать не будет. Также можно стать донором печени: от живого человека пересаживают одну или две доли печени, которые разрастаются до нормальных размеров в теле реципиента, точно также происходит полное восстановление печени донора.

Но некоторые органы можно изъять для трансплантации только посмертно.

Как стать донором органов посмертно?

Донорство — это очень благородно. Особенно важно посмертное донорство органов, когда жизнеспособные органы и ткани от уже погибшего человека способны спасти еще живых тяжело больных.

В нашей стране действует презумпция согласия на посмертное донорство. Это значит, что после смерти каждый человек становится потенциальным донором, если при жизни он не успел оформить письменный отказ от донорства органов. Такой же отказ могут оформить близкие родственники или законный представитель человека, если его волеизъявление не может быть осуществлено.

Наиболее правильным является донорство от молодых и здоровых людей, чья смерть была преждевременной. Это прекрасная возможность
продолжить жизнь после смерти, подарив надежду на выздоровление угасающим пациентам, ожидающим донорских органов.

Посмертное донорство особенно важно, потому что только после смерти можно стать донором сердца, тканей глаза, легких. Опасаться неправомерных действий медицинских работников не стоит, ведь изъятие органов осуществляется только после констатации смерти и только с разрешения главного врача больницы.

Если человек хочет стать донором органов посмертно, то ему не нужно предпринимать никаких действий, просто следить за своим здоровьем, соблюдать здоровый образ жизни. И тогда даже после смерти он сможет совершить благородный поступок.
Источники:
  • После смерти каждый может стать донором органов
  • Правовые вопросы трансплантации. Особенности трансплантации от живого и мертвого донора.
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями)

Совет 6: Какие противопоказания для сдачи крови

Стать донором и сдать кровь может здоровый человек в возрасте от 18 лет при отсутствии противопоказаний. Перечень последних к донорству утвержден Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 14.09.2001 №364.
Инструкция
1
К сдаче крови не допускаются ВИЧ-инфицированные лица, больные СПИДом, сифилисом. Не могут стать донорами граждане, у которых были обнаружены: туберкулез, вирусный гепатит, туляремия, сыпной тиф, бруцеллез, лепра, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, токсоплазмоз, эхинококкоз, ришта, филяриоз, лейшманиоз. Абсолютными противопоказаниями для донорства также являются: болезни крови, злокачественные новообразования, органические поражения центральной нервной системы, психические заболевания, полное отсутствие слуха и речи, алкоголизм, наркомания.
2
Не допускаются к сдаче крови лица, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями: гипертонией I-III степени, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, тромбофлебитом, аритмиями и пороками сердца. Противопоказано сдавать кровь людям с болезнями органов дыхания: бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью, пневмосклерозом, эмфиземой легких, обструктивным бронхитом. Нельзя быть донорами лицам с язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, с ахилическим гастритом, циррозом печени, хроническими заболеваниями печени, калькулезным холециститом, мочекаменной болезнью и диффузными очаговыми поражениями почек.
3
Противопоказаниями к сдаче крови являются и болезни глаз: полная слепота, остаточные явления увеита, высокая миопия (5 диоптрий и больше), трахома. Не допускаются к донорству крови лица с болезнями кожи: псориаз, экзема, эритродермия, красная волчанка, пузырчатый дерматоз, множественные гнойные и грибковые поражения кожи. Нельзя становиться донором крови при острых, хронических гнойно-воспалительных болезнях лор-органов, заболеваниях соединительной ткани, остеомиелите, лучевой болезни, болезнях эндокринной системы, после трансплантации органов и тканей, оперативных вмешательств по поводу резекции органа или ампутации.
4
Временными противопоказаниями являются: период менструации, период беременности и лактации, вакцинация, прием лекарственных препаратов, прием алкоголя, изменение биохимических показателей крови. Ограничение на сдачу крови в 3 месяца имеют лица, сделавшие пирсинг, татуировки, проходившие лечение иглоукалыванием, а также граждане, контактировавшие с больными гепатитом А, лица, пребывавшие в загранкомандировках дольше 2-х месяцев, а также в эндемичных (свойственных данной местности) по малярии странах субтропического и тропического климата (Африка, Азия, Центральная и Южная Америка). Ограничения на сдачу крови в 1 год имеют лица, контактировавшие с больными гепатитом В и С.
Видео по теме

Совет 7: Почему полезно быть донором

Донорство крови с каждым годом повышает свою значимость. Многим людям необходима кровь или отдельные её составляющие. Почему бы не помочь? Кто-то это делает из добрых намерений и желании помочь, а кто-то и спасает жизни, получая материальную помощь.

Донорство крови – смелый шаг на пути к бескорыстным поступкам. Медицина развивается, как и все остальные отрасли, но, к великому сожалению, невозможно полностью воспроизвести и воссоздать состав крови, поэтому всё зависит от людей.

Если у вас в недавнем времени были операции, заболевания и так далее, сообщите об этом врачу при осмотре, который является обязательным перед сдачей крови. Не скрывайте недомогания, боли, так как это может быть опасно как для вас, так и для тех, кому будут переливать вашу кровь или её компоненты.

Почему полезно сдавать кровь

Этот факт больше всего понравится представительницам женского пола. В организме происходит обновление крови, что означает омолаживание клеток. К тому же улучшается целостный иммунитет организма. Даже, если случится кровопотеря, то вы перенесете менее болезненно для органов этот процесс. Продолжительность жизни увеличивается, как правило, на 5 лет.

Преимущества

Донором быть выгодно ещё и потому, что государство обеспечивает таким людям определённые льготы. Человек, который сдаёт кровь, имеет право на два отгула, один из которых берётся в непосредственный день сдачи крови. После того, как донор сдал кровь 40 раз (или плазму 60 раз) он получает от государства ежемесячное денежное пособие.

Как вы будете сдавать кровь зависит только от вас. Либо с денежной выплатой, либо безвозмездно.

В любом из выше перечисленных случаев ваш поступок оценят те, кому необходима кровь. Не забываем про моральное удовлетворение, ведь вы спасете жизни людей.

Условия, которые необходимо соблюдать донору:

  • не сдавать кровь чаще, чем один раз в 60 дней, а плазму не чаще, чем через один раз в 14 дней;
  • не сдавать кровь более чем 5 раз в год, а плазму 12 раз в год;
  • использовать во время забора одноразовую систему, что давно обеспечивается центрами по сдаче крови;
  • перед процедурой выпить сладкий чай с печеньем непосредственно на месте сдачи крови, после – плотно пообедать и воздерживаться от физических нагрузок на протяжении дня.​
Источники:
  • Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов»
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500