Манкала



Под общим названием Манкала (от арабского naqala — перемещение) собрана целая семья игр, суть которой заключается в перекладывании камешков. Первые найденные археологами варианты этой игры, датированные 5-3 тысячелетием до н.э., представляли собой лунки, выдолбленные параллельно в два ряда на камне. «Фишками» для игры были простые камешки или зерна.


Родиной игр Манкала считается территория современной Сирии и Египта. Народы Африки и Азии и сегодня продолжают развлекаться играми из этой семьи, которые имеют различные названия: оуа, овари, тогыз кумалак, паллантуджи, олинда келия, габата, бао, омвесо, апфельклау, калах. Последняя была широко распространена в странах СССР. Правила различных видов игр могут значительно отличаться. Но главная цель игры остается неизменной – нужно захватить наибольшее число камней противника или привести партию к такому исходу, когда соперник не в состоянии сделать ход.

Кроме развлекательной функции, игры семейства Манкала иллюстрируют переход человечества от собирательства к земледелию, ведь в них действует главное правило: кто лучше посеет — тот больше соберет. Передвижение камешков по кругу считается символом цикличности года, процесс раскладывания «фишек» — посева и сбора урожая, а незаполненные лунки — голод и неурожай. Примечательным является тот факт, что в этой игре отсутствует элемент везения. Только интеллект и внимание игроков могут определить ее исход.

Королевская игра Ур



Игра, которая больше похожа на современные настольные игры с переносными игровыми досками, была найдена в королевской гробнице династии Ур в Ираке. По подсчетам ученых ей около пяти тысяч лет. Игра представляет собой игровое поле с двадцатью квадратами, расположенные таким образом, что в одной части доски находится 12 квадратов, далее следует мостик из 2 делений, который переходит в малый блок из 6 квадратов.

Королевская игра Ур символизирует военный поход. Игроки должны были перейти с большей части поля на меньшее и вернуться в исходное положение, по пути собирая «военную добычу» - фишки противника. Данную игру использовали, как гадание на предмет того, будет ли предстоящий военный поход удачным или же войско потерпит поражение.

Сенет



Довольно распространенной настольной игрой в Древнем Египте являлся Сенет. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Сенет играли более пяти тысяч лет до н.э. Данное развлечение ассоциировалось у древних египтян с путешествием в загробный мир, в котором их поджидают загадки и лабиринты, а победа символизировала единение с богом Ра.

Древние правила игры в Сенет не сохранились. Их реконструкция позволяет предполагать, что для игры характерным является поле, состоящее из 30 клеток, расположенных в три ряда по десять клеток в каждом. У каждого игрока было по 5 фишек, которые древние египтяне называли танцорами. Особенностью этой игры является то, что срубленная фишка не уходила с поля, а менялась местами с той, которая рубила. В качестве игральных костей использовались четыре палочки из дерева, на одной стороне которых была отметка. Игроки их подбрасывали и считали, сколько упало отметкой вниз. Согласно правилам, соперники проводили свои фишки по маршруту в виде буквы s наоборот и выводили их с доски.