Периодизация средневековой философии



Средневековая философия подразделяется на несколько периодов в зависимости от зарождения того или иного религиозного учения. Первым этапом стала патристика – до 6 века. В этот период отцы церкви, или патриции, занимались церковным учением. Таким образом, теологи одновременно являлись философами. Наиболее прославились Аврелий Августин и Григорий Нисский.


На смену патристике пришла схоластика, которую еще называют школьной философией. На этом этапе христианские мировоззрения конкретизировались и уточнялись с точки зрения философии. Более всего известны труды схоласта Ансельма Кентерберийского.

Вообще для средневекового философа, да и просто человека, Бог являлся не данностью, а вполне актуальным и спорным вопросом, требующим разрешения.

Однако и для патристики, и для схоластики Библия – жестокий нормативный документ, абсолют. Однако схоласты несколько популяризовали священное писание по сравнению со своими предшественниками.

Стоит сказать, что не существует точного деления средневековой философии на периоды, также трудно определить точный переход от философии античной к философии средних веков. Все условно.

Постулаты средневековой философии



Для средневекового философа не стоял вопрос о происхождении мира, потому что все живое на свете, по его мнению, создано Богом. Следовательно, нет смысла обсуждать его творение. Кроме этого догмата, существовало еще представление об откровении, то есть откровении Бога о самом себе в Библии. Таким образом, одна из особенностей средневековой философии – догматизм ее представлений. Еще одна характерная черта – сглаживание противоречий между идеализмом и материализмом.

Несмотря на то, что средневековые философы во главу всего ставили Бога, при этом они немало свободы оставляли самому человеку. Считалось, что человек вправе настолько свободно вести себя, насколько это дозволено и не противоречит божественному учению. При богоугодным поведении, согласно философским догматам, человек обязательно воскреснет после смерти.

Главная проблема, стоящая перед любым философом, - о добре и зле. Философ среднех веков решает ее с теологической точки зрения. Как и о смысле жизни и пр.

В целом средневековая философия, в отличие от периода античности, предшествовавшего ей, и наступившего затем Возрождения, была замкнута на самой себе. Можно сказать, оторвана от реальности. При этом поучительна и назидательна. Вся эта совокупность черт позволила выделить средневековую философию в особый период данной науки.