Существует немало народных примет, касающихся дарения нательных крестов. Например, считается, что подарить нательный крест можно только при совершении таинства Крещения, а при любых других обстоятельствах человек, подаривший крест, «отдаст свою судьбу», и это может сделать несчастным и его самого, и того, кто подарок принял. Говорят, что если человек, подаривший крестик, тяжело заболеет или с ним случится какое-то другое несчастье, что-то нехорошее произойдет и с тем, кто носит дареный крест. Наконец, существует поверье, что путем дарения креста некоторые люди избавляются от «порчи и сглаза».

Позиция Церкви



Православная церковь не приемлет никаких примет и суеверий, в том числе и тех, которые касаются нательных крестов. Все представления о «порче», «сглазе», «передаче судьбы» абсурдны с точки зрения христианина: судьбой человека распоряжается Бог, а священный символ не может нести в себе какой-либо «негативной энергии», существование которой, к тому же, не доказано.


Для христианина нательный крест, подаренный кем-либо – не источник мифической опасности, а драгоценный дар, исполненный глубокого духовного смысла, связанный с пожеланием Божьего благословения. Особенно ценным подарком станет нательный крест, освященный в каком-либо святом месте. Принять такой драгоценный дар, конечно же, можно и нужно.

Если у человека, получившего крестик в подарок, уже есть нательный крест, он может носить оба креста одновременно, поочередно или же хранить один из них рядом с иконами, а другой носить – ни один из этих вариантов церковью не запрещается.

Щекотливая ситуация имеет место лишь в том случае, если православный христианин получил в подарок католический крест. Принять подарок нужно, ведь он продиктован любовью, но носить такой крест не следует.

Нательный крест и побратимство



Особая ситуация возникает, когда два человека дарят друг другу свои нательные кресты. Не так давно, еще в начале 20 века, такое действие делало людей «крестовыми братьями» или сестрами.

Обычай побратимства существовал и в дохристианские времена – язычники братались, смешивая кровь или обмениваясь оружием. В христианскую эпоху заключение побратимства связывалось с нательным крестом – священным предметом, неразрывно связанным с верой и душой. Такое «духовное родство» представлялось даже более священным, чем родство кровное.

В современном мире обычай побратимства путем обмена нательными крестами почти забыт, но ничто не мешает современным православным христианам возродить его.