Импорт из Америки


В России генеральные и просто менеджеры есть в клубах и федерациях по различным видам спорта — хоккейных, футбольных, баскетбольных, волейбольных, легкоатлетических. Появление их связано в первую очередь с выходом ведущих отечественных команд на международный уровень, с изучением и перениманием определенных черт западного профессионального спорта. В том числе, института менеджмента и организации всей клубной структуры.


Не секрет, что наиболее развито все это в США, на примере и опыте клубов которых россияне, после исчезновения устойчивой системы советского любительского спорта, в основном и учились. Именно там первые российские спортивные организаторы в свое время с удивлением узнали о том, что в по-настоящему профессиональных клубах работает большое количество людей и существует четкое распределение служебных обязанностей.



Потрясло многих из них и то, что тренеры западных команд занимаются только чисто тренерской работой на поле или площадке, не тратя времени на поиск и уговоры нужных им игроков, организацию матчей, общение с федерацией, поездки, заседания в офисе лиги и прочее, что привыкли делать советские тренеры. В Америке и Западной Европе всем этим занимается связующее звено между содержащим клуб президентом и многочисленным тренерским штабом под названием «генеральный менеджер». К слову, во многих странах профессии генерального менеджера даже обучают. Например, во Франции этим занимается Центр экономики и права в области спорта в Лиможе, одним из выпускников которого недавно стал бывший капитан местной футбольной сборной Зинедин Зидан.


Хоккейный менеджер


Главным показателем работы хорошего российского генерального менеджера является успешное выступление клубной команды (во времена СССР она именовалась командой мастеров) в чемпионате КХЛ (Континентальной хоккейной лиги). На генменеджера, как на человека, разбирающегося в современном хоккее, отлично знакомого не только с нюансами игры, но и с судейством, умеющего решать сложные организационные вопросы, возложена труднейшая обязанность комплектования качественного состава на новый сезон. Участвует менеджер и в подборе персонала для самого клуба.


Именно генеральный менеджер ведет иногда очень сложные и продолжительные переговоры с заинтересовавшими скаутов и тренеров игроками из других клубов об их переходе. Он постоянно общается с агентами хоккеистов, готовит и обсуждает детали и сроки контрактов как с новичками, так и с теми вратарями, защитниками и нападающими из своей команды, кого главный тренер хочет видеть в ней и дальше. Кроме того, договаривается с коллегами из других клубов о трансферах и обменах игроков, принимает участие в драфте новичков.


Еще одной из многочисленных обязанностей генерального менеджера хоккейного клуба считается его постоянный контакт с руководством так называемого фарм-клуба. То есть самостоятельной юридической организации из более низкой лиги, с которой клуб КХЛ связывают договорные отношения. В фарм-клуб, по решению тренеров и генерального менеджера, разрешено отправлять хоккеистов основного или дублирующего состава. А его лучшие и наиболее готовые игроки, наоборот, могут привлекаться в главную команду. Не менее важным является и постоянное общение генменеджера с руководящими сотрудниками КХЛ, его участие в организационных заседаниях лиги, выработке календаря, регламента соревнований и других важных документов.


Примерно такие же обязанности, только более высокого уровня, и у генерального менеджера сборной команды страны — не менее важного для команды человека, чем главный тренер. Его основная задача заключается в формировании состава команды и решении наиболее важных организационных моментов (размещение, проведение контрольных игр, страховка), необходимых для участия сборной в крупнейших международных турнирах вроде Олимпиады и чемпионата мира.


Футбольный менеджер


В отличие от хоккейных клубов, их футбольные аналоги, по крайней мере, в России, к услугам профессиональных генеральных менеджеров прибегают далеко не всегда, зачастую предпочитая работать по старинке. Переговорами с агентами, клубами и с самими игроками, даже в высшем эшелоне российского футбола — премьер-лиге — зачастую занимаются или президент клуба, или главный тренер, или оба. Между тем, в России даже существует Высшая школа футбольного менеджмента, готовящая для клубов в том числе и генеральных менеджеров. Но большой популярностью она не пользуется.


В реальности менеджерам, если таковые в российских клубах все же имеются, чаще всего поручается выполнение менее масштабных задач вроде приобретения формы, инвентаря и организации тренировочных сборов. Кроме того, во многих отечественных клубах существует должность, какой нет в хоккее — спортивного директора, по своей сути являющегося аналогом как раз генерального менеджера. Единственным, пожалуй, исключением из правил был футбольный клуб «Спартак» (Москва), главный тренер которого Валерий Карпин некоторое время являлся еще и генеральным менеджером. Не слишком, к слову, отличается ситуация и в футбольной сборной России, где все ключевые и наиболее важные вопросы являются прерогативой главного тренера Фабио Капелло.