Типы парусов


Сначала человек изобрел так называемый «прямой» парус. Его конструкция довольно примитивна – это прямоугольный кусок плотной ткани, который крепился на мачте поперек корпуса лодки или корабля. С таким парусом эта лодка могла передвигаться в место назначения только в том случае, когда ветер был попутным или хотя бы дул в нужном направлении, чтобы траекторию движения судна можно было скорректировать, слегка поворачивая парус вокруг оси-мачты. Когда ветер дул навстречу такому судну, оно вынуждено было спускать паруса и вставать на якорь, дожидаясь, когда направление ветра изменится, чтобы продолжить путь.

Революционное изобретение – «косой» парус - позволило судам избавиться от зависимости от направления ветра. Считается, что первыми новую форму паруса изобрели полинезийцы, поскольку только с таким парусом можно было заселить множество островов, разбросанных по Тихому океану. Затем эту идею позаимствовали арабы, известные в древнем мире мореходы и первооткрыватели, а у них – уже европейцы, которые с его помощью начали совершать кругосветные путешествия и открывать материки.

Как движется судно под парусом


Косой парус расположен не симметрично относительно мачты, а только с одной ее стороны, при этом он может легко поворачиваться, вращаясь вокруг оси-мачты. Форма такого паруса чаще треугольная, но бывают и четырехугольные косые паруса. Чтобы конструкция имела форму, используется гик – растяжка, который одним концом крепится к мачте, а вторым – к концу паруса. Для поддержания формы также используются шкоторины – гибкие пластины из прочного материала, вставляющиеся в специальные карманы паруса.


Такая конструкция, когда длинный катет прямоугольника паруса крепится вдоль мачты, а короткий – к подвижному гику, позволяет судну маневрировать навстречу ветру, меняя положение паруса – устанавливая его справа и слева от мачты по ходу судна. При этом, когда ветер попутный, как и в случае с прямым парусом, маневрировать не надо – косой парус просто устанавливается поперек корпуса лодки или доски виндсерфинга и плавсредство движется по воде в направлении, заданном ветром.

В том случае, когда ветер встречный, парусное судно начинает лавировать – менять направление или, как говорят моряки, ходить галсами, двигаясь к цели зигзагом. Чтобы сменить галс, достаточно развернуть парус через нос или через корму. Чтобы легкое судно не сносилось по поверхности воды силою ветра, используется шверт – большой плавник косой формы, который устанавливается в днище по центру судна, он, не мешая двигаться вперед, препятствует, движению вбок.