Совет 1: Как работает коробка передач

Многие автолюбители желают разобраться, как же взаимодействуют узлы автомобиля, и понять принцип работы механизма коробки передач и переключения передач.

Устройство КПП и его принцип работы

КПП представляет собой устройство, назначение которого изменять частоту вращения ведущих колес автомобиля посредством изменения соотношения передаточных чисел шестеренок, которые и являются основным составляющим данного механизма. Как еще можно обозначить принцип работы КПП, так это способность трансмиссии при одних и тех же оборотах двигателя вращать колеса автомобиля с абсолютно разной скоростью в зависимости от включенной передачи.

КПП является очень действенным механизмом, который способен существенно поднимать КПД автомобиля и позволяет значительно снижать нагрузки на механизмы двигателя. Также данный механизм имеет функцию заднего хода. Механизм действует следующим образом – двигатель вращает основной вал КПП, а водитель, выбирая ему нужную передачу, сменяет шестеренчатые пары, просто переключая передачу.

Стоит сказать о том, что большинство большегрузных автомобилей имеют КПП более сложной конструкции. Они представлены серией повышенных и пониженных передач, которые представляют собой целый ряд передаточных шестеренчатых пар в дополнение к основным имеющемся. Такие дополнительные передачи призваны облегчать работу двигателю и существенно увеличить его ресурс. Особенная полезность, как их называют водители, «половинок» сказывается при стартовом разгоне автомобиля, при начале движения под горку либо при большом весе перевозимой продукции.

КПП на легковом транспорте

Но все же рассмотрим легковые автомобили. На сегодня инженерная мысль ушла далеко в развитии подобных механизмов. Кроме стандартных механических КПП современные авто могут оснащаться автоматическими, роботизированными, вариативными устройствами переключения передач. Все данные механизмы - это усовершенствованные собратья механической КПП. Они имеют много преимуществ перед прародительницей механикой. Устройства нового поколения очень удобны и дают водителю комфорт и простор в управлении.

Данные механизмы очень надежны и оснащаются всякого рода «умными системами», которые в экстремальных ситуациях могут помочь водителю сохранить не только свое транспортное средство, но и свою жизнь и жизнь своих пассажиров. Управление современными механизмами переключения передач можно осуществлять не как раньше стандартным рычагом находящегося на консоли авто, а с помощью кнопок и лепестков, находящихся на руле автомобиля. С каждым годом производители автомобилей стараются максимально облегчить управление автомобилем. И большая заслуга в этом процессе совершенствование механизма КПП, который является одним из самых важных узлов машины.

Совет 2: Что такое вариатор и вариаторная коробка передач

Вариатор был изобретен и запатентован в конце 19 века, но первые автомобили с вариаторной коробкой передач стали выпускаться в 1950-х годах фирмой DAF. В те годы эта голландская фирма производила легкие грузовики и легковушки. В массовом порядке вариаторы стали использоваться в скутерах и легковых автомобилях лишь в 80-х – 90-х годах.

Устройство вариатора

Вариатор можно отнести к одной из разновидностей автоматических коробок передач. Для владельца автомобиля с вариаторной коробкой селектор управления и режимы ничем не отличаются от классического автомата.
Самый первый вариатор в истории человечества был придуман в 1490 году Леонардо до Винчи. Именно он первым сформулировал принципы его работы и сделал первые рисунки, изображающие шкивы и ремень.

Устроен вариатор по-другому. Основные детали вариатора – это два конусообразных шкива, установленных вершиной друг к другу. Между ними зажат стальной ремень. Плавно перемещаясь по конусам ремень бесступенчато изменяет передаточное отношение между первичным (входным) и вторичным (выходным) валами коробки передач.

Очевидно, что плавное изменение крутящего момента подразумевает плавный разгон автомобиля без рывков и дерганий, а также высокую, в сравнении в другими типами коробок передач, топливную экономичность. Многие вариаторы оснащают функцией ручного выбора «передачи». То есть такие модели имеют определенное количество фиксированных диапазонов, имитирующих определенные скорости.

Достоинства и недостатки вариатора

Одно из самых главных достоинств вариатора – плавность при разгоне и экономичность, сравнительная простота и дешевизна конструкции. Двигатель постоянно работает в оптимальном режиме, поэтому не перегружается и не достигает своих критических точек. Повышается ресурс мотора, снижается уровень шума и выбросов вредных веществ в отработанных газах.

Есть и недостатки: например, неспособность переносить высокие нагрузки. Именно поэтому вариаторами оснащают скутера и городские автомобили невысокой мощности. Хотя последние разработки фирмы AUDI справляются с передачей мощности в 200 л.с., а модель вариатора от NISSAN «переваривает» 234 л.с. и устанавливается на кроссовер. Также автомобили с вариаторной коробкой передач не могут буксировать тяжелые прицепы или другие транспортные средства без риска преждевременного выхода из строя коробки.
На скутерах, мотоциклах, квадроциклах, гидроциклах и снегоходах обычно применяют вариаторы с ремнем из специального износостойкого материала. На мощных легковых автомобилях вместо ремня используют стальную цепь.

Также вариатор не приспособлен для агрессивного стиля езды. Многие модели, конечно, имеют спортинвый режим, но постоянная эксплуатация вариатора на пределе его возможностей резко снижает его ресурс. И, хотя в режиме «газ в пол» вариатор выиграет у автоматической коробки передач, для него это не пройдет бесследно.

Как и модели с классической автоматической коробкой передач, автомобили с вариатором нельзя буксировать больше, чем на 50-100 км. На автомобилях с вариаторной коробкой передач категорически не рекомендуется буксовать и, по возможности, избегать бездорожья.

Второй крупный недостаток вариатора – сложность в обслуживании. Автомобильные вариаторы требуют замены трансмиссионной жидкости каждые 50 тысяч, а ремня – каждые 100-150 тысяч. На скутерах ремень вариатора вообще считается расходным материалом. Каждый вариатор рассчитан на определенное количество трансмиссионной жидкости, за уровнем которой необходимо следить. Управляющая вариатором электроника получает данные от многих датчиков автомобиля и неисправность хотя бы одного датчика может привести к некорректной работе всего вариатора.

Совет 3: Как водить автомобиль с автоматической коробкой передач

Во время вождения постоянно приходится обращаться к коробке передач и сцеплению. Водители-новички порой с этим справляются не очень успешно. Именно поэтому изобретатели придумали альтернативную систему управления — автоматическую коробку передач. И хотя здесь уже все действия совершаются без участия человека, у многих все равно возникает вопрос, как водить автомобиль с автоматической коробкой передач.

Вступление

Конечно же, не обязательно изучать внутреннее устройство всех механизмов автомобиля, так как это довольно долгий процесс. Новичкам достаточно знать, что в машине с автоматической коробкой передач имеется всего две педали — тормоз и газ. Теперь можно переходить к изучению особенностей вождения.

Простые правила

Рычаг селектора — это такая кулиса, переключающая режимы работы автоматической коробки передач. Всего существует несколько положений, вот они: P, R, N, D. Эти режимы являются основными и для простоты восприятия они обозначены буквами. Для облегчения передвижения на трудных участках существуют режимы D2, D3 или L и S. Их разберем отдельно позже. Некоторые машины имеют дополнительный режим W. Переключение на зимнюю езду расшифровывается как Winter, что с английского и значит «зима». Теперь необходимо изучить положения кулисы.

Парковка

Обозначающееся буквой P положение кулисы необходимо для того, чтобы парковать машину. В этом состоянии активируется ручной тормоз. Чтобы включить паркинг, сначала полностью остановите транспорт, затем нажмите и держите тормоз и переведите кулису в положение P. В этом режиме к тому же заводится двигатель.

Задний ход

Задний ход обозначается буквой R. Пользоваться им надо следующим образом. Сначала полностью остановите машину, затем нажмите и удерживайте тормоз и переводите рычаг в положение R. Только после этого начинайте медленное движение. Если сделать что-то неподобающим образом, можно сломать коробку передач, будьте осторожны.

Нейтралка

Нейтралка обозначается буквой N. Нужна для того, чтобы перевозить машину на буксире в случае поломки. Нейтралка отсоединяет двигатель от привода. Поэтому можно, например, газовать, а машина никуда не поедет или просто включать-выключать работу мотора. Следует заметить, что транспортировку при выключенном двигателе в таком случае надо производить со скоростью не более 30 км/ч.

Режим обычного движения

Буквой D обозначается режим обычного движения, расшифровывается как Drive - «движение». Именно в этом положении кулисы при замедлении или ускорении движения в коробке передач переключаются скорости. Если имеется D3, то знайте, что это переход на пониженные передачи с раздаткой. Используется на дороге с крутыми подъемами и спусками. Тормоз в таком случае работает гораздо эффективней. D2 — это усиленный режим пониженных передач. Переключаются на него тогда, когда в пути попадается неровная дорога. Переходить с одного положения D на другое можно прямо во время езды.

Избегайте бездорожья

Если где-то все-таки пришлось застрять, то на этот случай обычно имеется режим L или по-другому 1 передача. Из грязи ни в коем случае нельзя выезжать на D, так как можно в этой ситуации двигатель потеряет инерцию и машина застрянет. Прежде всего попробуйте сначала отъехать по своей колее назад, затем включайте L, и пробуйте выезжать. В этом режиме вы не будете нагружать двигатель, а лучше всего сначала поработать лопатой, подтолкнуть, поддомкратить или попросить кого-нибудь вас вытащить с помощью троса.

Режимы у самых современных машин

Последние модели автомобилей могут помимо прочих, иметь дополнительные режимы коробки передач. Например, E – экономичный, S — спортивный. Кому-то они определенно пригодятся.

Заключение

Чтобы изучить машину полностью, лучше всего практиковаться под присмотром квалифицированного инструктора. Он сможет объяснить, что надо делать, чтобы сдвинуться с места и заранее предупредит о возможных ошибках. А чтобы не ударить перед инструктором в грязь лицом, запомните, чтобы стронуться с места, надо нажать и держать тормоз, затем если хотите ехать назад, ставьте на R, если хотите ехать вперед, ставьте на D, отпускайте тормоз и потихоньку плавно нажимайте на газ, чтобы начать движение.
Что лучше коробка автомат или механика?
Связанная статья
Что лучше коробка автомат или механика?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500