Совет 1: Что такое категория одушевленности

«Почему слово «цветок» – неодушевленное имя существительное, ведь он растет, значит, живет?» – могут спросить ученики на уроке русского языка. Дело в том, что категория одушевленности – неодушевленности проявляется в грамматике не только понятиями «живой – мертвый».
Инструкция
1
В русской грамматике категория одушевленности не всегда совпадает с научными представлениями о живых предметах. Имеется немало имен существительных, которые в языке считаются неодушевленными, но относятся к явлениям, присущим живой природе, а иногда наоборот.
2
Существительные одушевленные дают название живым существам, которым свойственно передвигаться: например, ходить, бегать, прыгать. При употреблении в речи редко встречаются существительные среднего рода, которые относятся к одушевленным (к ним можно отнести слова «страшилище», «чудище», «животное», «насекомое», «дитя»). Одушевленными обычно являются имена существительные, относящиеся либо к женскому, либо мужскому роду.
3
В трудных случаях различать, одушевленными или неодушевленными являются существительные, помогают выраженные в них грамматические формы.
4
Одушевленность или неодушевленность узнается определенным совпадением форм винительного падежа существительного. Во множественном числе совпадающие с родительным падежом формы слов говорят об одушевленности («рисовать медведей, бабочек»), а с именительным – неодушевленности («смотреть мультфильмы, альбомы»). Подобные совпадения можно наблюдать у согласованных с существительными мужского рода прилагательных («встречать дорогого гостя» – одушевленное; «постелить пушистый ковер» – неодушевленное).
5
На одушевленность вам укажут конструкции существительных с предлогом с отдельными глаголами, обозначающими действие – переход в иное положение: окончания именительного и винительного падежей во множественном числе будут одинаковые («зачислить в студенты», «попасть в артисты»).
6
Обратите внимание, что категориям одушевленности или неодушевленности свойственно иногда колебаться. Согласно установленным современным нормам русского языка, существительные, называющие микроорганизмы, и некоторые другие имена определяются как неодушевленные («описывать бактерии», но не «бактерий»; «рассматривать личинки», но не «личинок»). Устаревшая форма подобных существительных, говорящая об одушевленности, может встретиться в научной литературе. Собственное значение именований рыб позволяет считать их одушевленными, но эти слова, ставшие названиями блюд, очень часто в употреблении приобретают совпадающие формы именительного и винительного падежей, что является показателем неодушевленности (например, «ловить раков» (одуш.) – «приготовить копченые раки» (неодуш.)). «Нептун», «Марс», «Плутон» – существительные, которые могут быть одушевленными (имена Богов) и неодушевленными (названия планет).
7
Слова «человечество», «студенчество», имеющие значение собирательности одушевленных предметов, в грамматике являются неодушевленными. А при склонении таких слов, как «мертвец», «покойник», «ферзь» (фигура в шахматах), «валет» (название одной из карт) можно обнаружить грамматическую категорию одушевленности. Об отношении к одушевленности можно сказать, рассматривая именования некоторых фантастических существ, к числу которых относятся «домовой», «леший», «русалка».
8
Запомните, что категория одушевленности при употреблении слов в переносном значении более устойчива. К примеру, в предложении «Помогите мне убедить этого старого пня» неодушевленность при склонении теряется (винительный падеж соответствует родительному). У собственных наименований – названий произведений («прочитать «Евгения Онегина», «Обломова», «Бедных людей»») одушевленность сохраняется.
9
В современном литературном языке существительное «лицо» (человек) считается одушевленным, а в художественных произведениях XIX века можно было встретить его в значении неодушевленного.

Совет 2: Все про существительное как часть речи

«Существительное» (substantivum) в переводе с латинского означает нечто независимое, самостоятельное. Имя существительное исходя из его семантики отнесено к классу лексически-полнозначных групп.

Структура существительного как части речи

Стержень, ядро занимает группа конкретно-предметных существительных, к которой относятся такие слова, как «соль», «вокзал», «стакан» и т.д. В данном случае форма соответствует содержанию.

На периферии находятся слова с непредметным значением. По внешнему выражению данные слова являются существительными. При этом обозначают они действие («полет», «заплыв»), состояние («синева», «переутомление»), количественно-качественное семантическое отношение.

Также на периферии находится целый ряд существительных с предметной семантикой, формально напоминающих другие части речи. К ним относятся такие слова, как «рабочий», «столовая», «депо».

Классификация существительных

На высшем уровне все существительные подразделяются на конкретные и абстрактные. Конкретные существительные называют реальные предметы материального мира, воспринимаемые всеми органами чувств. Это такие слова, как «луна», «звук», «топот», «дождь», «ветер». Абстрактные - называют состояния человека и природы, свойства, качества, действия, ощущения, научно-технические понятия. Это такие слова, как «белизна», «лингвистика». Первые в свою очередь делятся на собственные и нарицательные, вещные и вещественные, единичные и собирательные, одушевленные и неодушевленные.

Род, число и падеж имени существительного

Грамматические категории существительных - это род, число и падеж. Наиболее важная – категория рода, вне которого существительных вообще нет. Отнесение последних к мужскому, женскому либо среднему роду зависит от одушевленности/неодушевленности. Многие лингвисты выделяют также общий род, который, однако, отдельно не существует и связан с тремя, указанными выше. При отнесении таких слов, как «плакса», «врач», «злюка» к какому-либо роду большое значение имеет контекст. Трудности в определении рода вызывают несклоняемые существительные, аббревиатуры, сложносоставные наименования.

Категория числа представлена в двучленной парадигме: единственное/множественное. Она свойственна лишь конкретным существительным. Иные слова во множественном числе меняют свою семантику. К примеру, «час» означает время, а «часы» - предмет.

Категория падежа существительных связана с их соотношением с иными частями речи. Она образует целые ряды форм склонений. В основе лежит противопоставление падежа именительного всем остальным. Он занимает независимое положение в синтаксисе в отличие от косвенных падежей, выражающих подчиненное положение существительных в предложении.
Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Существительные одушевленные и неодушевленные
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500