Инструкция
1
Определите тему и цели тренинга. Сформируйте их из запроса, данного вам руководителем. Например, сплочение разобщенного коллектива школы или класса в команду или избежание «эмоционального сгорания» у педагогов. Учтите и собственные интересы, т.к. без личной заинтересованности тренинг может получиться скучным. Составьте список тренинговой группы. Оптимально, если в нее войдет от 5 до 15 человек. Распланируйте количество занятий и их продолжительность.
2
Сформулируйте задачу тренинга. Например, исходя из первой цели, задачей может быть помощь в создании конструктивных взаимоотношений и умении взаимодействовать. Подберите подходящие психологические техники. Лучше, если вы разработаете упражнения сами, но можно воспользоваться и известными психотехниками. Выбирайте такие упражнения, чтобы их направленность была различной – на двигательную активность, вербальную или образную. Напишите окончательный сценарий тренинга и планы на разные дни занятия.
3
Поработайте над собой. Успех тренинга напрямую зависит от того, насколько тренер способен донести слушателям вербальную и невербальную информацию. Потренируйте мимику, изобразив перед зеркалом удивление, радость, заинтересованность, испуг и т.д. Поработайте с акустической системой невербальных средств – тембром голоса, темпом речи, громкостью и высотой голоса. Научитесь с их помощью выделять ключевые моменты. Учитесь держать контакт глаз с каждым участником или с подгруппами по 3-5 человек. Идя на тренинг, уделите внимание мелочам. Внешний вид должен быть аккуратным и опрятным.
4
На первом занятии сформируйте правила группы. Общение по принципу «здесь и сейчас» не допускает рассмотрение проблем прошлого и будущего. Следите за активностью всех членов группы и персонифицированностью высказываний – каждый должен выражать только свое мнение. Участники тренинга должны акцентироваться на эмоциональных состояниях и обратной связи. Для этого нужно перестроить общение и начать адекватно говорить о своих чувствах.
5
Создайте доверительную атмосферу. Для этого объявите, что общение в группе будет на «ты» и все должны говорить только правду. Расскажите слушателям о принципе конфиденциальности тренингов, суть которого в том, что происходящее на занятии никуда не выносится и остается только между участниками.
6
Заканчивайте занятия рефлексией. Каждый участник должен высказаться о том, что он приобрел, узнал или понял в этот день. На следующем занятии попросите слушателей рассказать, что произошло у них нового, интересного или смешного. Поощряйте желание участников самосовершенствоваться, анализировать свои поступки, поддерживайте в них оптимизм.
7
На последнем занятии предупредите участников о том, что стоит воздерживаться от совершения необдуманных поступков, которые могут появиться на волне воодушевления после тренинга. Примерно в течение месяца не нужно жениться, менять школу или работу, переезжать и т.д.