Особенности изложения



Такой вид творческой работы как изложение знаком всем людям, имеющим документ об окончании школы. Его написание является необходимой частью выпускного экзамена по русскому языку в 9 классе. Ранее текст, предложенный для изложения, читал два раза учитель-словесник.


С 2014 года такой вид работы сопровождается аудиозаписью. Для многих школьников это стало фактором, понижающим качество выпускной работы и соответственно влияющим на количество итоговых баллов.

Это произошло в основном из-за неправильной подготовки. Следует помнить, что на экзамене по русскому языку в 9 классе ребята пишут сжатое изложение. Потому их задача не только в том, чтобы услышать и запомнить текст, но так его сжать, чтобы не исказить суть и вписаться в объем.

Организация подготовки



Если вдруг по какой-либо причине на уроке русского языка в школе учащийся не потренировался писать текст с аудиозаписи, то это обязательно стоит проделать дома. Следует знать, что между текстом, прочитанным учителем и записанным на внешний аудионоситель, огромная разница. Выпускник на экзамене может просто растеряться и упустить драгоценное время. Кроме того, на экзамене учитель всегда ориентирован на ребенка, потому при «живом» чтении ранее он делал акценты на главные мысли текста. При написании изложения с записи текст абсолютно обезличивается.

Перед написанием изложения учащийся должен знать три способа сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение. Каждый для себя выберет подходящий.

При первом чтении, а читается текст на экзамене всего два раза, рекомендуется его внимательно послушать, не делая никаких помет. При методе исключения уже при первом прослушивании ученик мысленно отбрасывает ненужные детали и подробности, стараясь запомнить основное.

При повторном чтении необходимо записать важное. При этом пропускайте предложения, содержащие второстепенные члены – достаточно оставить только общее понятие. Не записывайте предложения с общими рассуждениями и описаниями. Для сжатого изложения они ни к чему.

Главное при использовании другого способа - обобщение текста – это вычленение единичных фактов. Затем ученик должен подобрать и записать языковые средства передачи этих фактов. Например, эпитеты.

Самым приемлемым и легким при написании изложения становится способ упрощения. При таком подходе сложные предложения текста заменяются простыми, прямая речь переводится в косвенную. Несколько предложений объединяются в одно.

Какой бы способ ни оказался предпочтительным, после сбора материала желательно составить план и по нему написать новый текст, не искажая фактов исходного.

Подготовку к экзаменационному изложению необходимо начать заранее, а не накануне экзамена.