Совет 1: Почему Герасим утопил Муму

Иван Тургенев написал свой рассказ «Муму» в 1852 году, но он остается актуальным по сегодняшний день. Историю глухонемого Герасима, утопившего любимую собаку по приказу хозяйки, изучают в современных школах, а учителя задают детям эссе на тему «Почему Герасим утопил Муму». Так чем же можно объяснить поступок Герасима с точки зрения психологии?

Сюжет рассказа

Глухонемой дворник Герасим, прислуживающей старой барыне, имел возлюбленную – прачку Татьяну, кусок хлеба и крышу над головой. Однажды Герасим спасает из воды тонущую собачку и решает оставить ее себе, дав спасенной кличку «Муму». Со временем дворник крепко привязывается к животному и заботится о нем, как о собственном ребенке. Особенно его чувства по отношению к Муму укрепляются после того, как барыня выдает его любимую Татьяну за алкоголика Капитона, не спросив у той согласия на этот брак.

В те времена помещики были известны своей полной безнаказанностью и плохим отношением к крепостным.

Однажды барыня услышала ночью лай Муму и приказала Герасиму утопить собаку, которая ее раздражала. Жалости к животным барыня не испытывала, поскольку в старину собаки считались исключительно охранниками двора, и, если они не могли защитить его от грабителей, проку от них не было. Герасим, как простой крепостной без права голоса, не мог не подчиниться хозяйке, поэтому ему пришлось сесть в лодку и утопить единственное родное ему существо. Почему же Герасим элементарно не отпустил Муму на волю?

Психологическое объяснение

У Герасима постепенно отбирали все – его деревню, крестьянскую работу, любимую женщину и, наконец, собачонку, к которой он привязался всей душой. Он убил Муму, поскольку осознал, что привязанность к ней сделала его зависимым от чувств – а поскольку Герасим постоянно страдал из-за потерь, он решил, что эта потеря будет последней в его жизни. Не последнюю роль в этой трагедии сыграла и психология крепостного, который с младых ногтей знал, что помещиков нельзя ослушиваться, так как это чревато наказанием.

В старину православная церковь отрицала наличие души у всех животных, поэтому от них избавлялись с легкостью и равнодушием.

В конце рассказа Тургенева говорится, что Герасим больше никогда не подходил к собакам и никого не взял себе в жены. С психологической точки зрения он понял, что зависимым и уязвимым его делают именно любовь и привязанность. После смерти Муму Герасиму было нечего терять, поэтому он наплевал на крепостное право и вернулся в деревню, протестуя таким образом против самодурствующей барыни. Герасим мог оставить Муму в живых – однако его терзал страх, что барыня придумает ей более страшное наказание, что заставило бы Герасима терзаться еще сильнее, поэтому он предпочел отнять у нее жизнь своими, а не чужими руками.

Совет 2: Зачем Герасим утопил Муму

Повесть Тургенева «Муму» не оставляет равнодушных читателей. Каждый, внимая последние строки произведения, если не плачет, то, как минимум, испытывает чувство глубокого сожаления то ли за Герасима – крепостного дворника, то ли за Муму – безобидную дворнягу, которая встретила свою смерть в руках собственного хозяина.

Почему читатель не понимает Герасима

Когда выясняется, что Герасим после убийства своей собаки не возвращается на службу к барыне, а сбегает в родную деревню, возникает глубокое недопонимание между читателем и автором, выражаемое в простом вопросе: «Зачем же Герасим утопил несчастную Муму?» Действительно, со стороны кажется, что этот глухонемой верзила мог сбежать вместе с любимым питомцем, раз уж он не собирался оставаться во владениях барыни, которой это животное было так ненавистно. Однако действия Герасима можно объяснить его чувствами. Глубокие переживания, основанные на несчастной судьбе, побудили его к совершению трагического убийства.

Несчастная любовь и разбитое сердце

Жизнь Герасима до появления в ней Муму была лишена того привычного быта и уклада, который глухонемой имел в родной деревне. Привыкший к тяжелому физическому труду, он был вынужден приспосабливаться к городской жизни и обилию свободного времени. Не умея находиться в бездействии, Герасим сам себе искал работу, за что считался отличным служащим, тем самым он находил себе утешение. Вскоре утешением и в то же время увлечением, подарившим ему смысл и радость жизни, стала придворная девушка Татьяна, скромная прачка, за которой Герасим ненастойчиво ухаживал. Когда Татьяну выдали замуж за башмачника, еще и пьяницу, коих Герасим ненавидел, он снова потерял стремление к жизни и окунулся в уже привычную угрюмость, застывшую на его лице.

Собачка, спасенная им однажды ночью, вновь вдохновила дворника, подарив ему новые краски жизни и осмысленность. Любовь к собаке заполнила пустоту в его сердце, оставленную вышедшей замуж Татьяной, и Герасим был по-своему счастлив, привязавшись к питомцу. Когда барыня приказала избавиться от животного, Герасим взял на себя ответственность за его убийство. Он не мог позволить постороннему человеку причинить боль любимой собаке. Ревность пробирала Герасима, когда кто-то даже пытался погладить Муму, что же говорить об убийстве? Ослушаться барыню он не мог, таков уж порядок: хозяин – барин. Это легко понять. Но почему же он не мог уйти вместе с собакой?

Когда Герасим понял, что положение его во дворе неизбежно и сохранить жизнь Муму не получится, он взялся избавиться не просто от животного, он решился утопить единственное любимое ему существо, ведь до тех пор любовь и привязанность приносили ему лишь боль и отчуждение. О разочаровании Герасима в светлых чувствах счастья говорит его дальнейшая одинокая жизнь, которую он вел уже в деревне – «он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит». Боясь боли, испытываемой Герасимом каждый раз, когда его сердце наполнялось любовью, он не решался больше повторять свою судьбу. Видя, что чувства к Муму, как и чувства к Татьяне не способны осчастливить его, Герасим решается убить то единственное, что ему было дорого, тем самым убить источник глубокого несчастья.

Разочаровавшись в любви и осознав, что она оборачивается лишь болью и безысходностью, Герасим не смог найти смысл сохранения жизни Муму, как и дальнейший смысл службы при дворе барыни, сбежав на свою родину и занявшись привычным делом – работой в поле.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500