Жизнь по часам

Сказать наверняка, какой способ жизнедеятельности эффективней: свободный или по режиму, достаточно сложно, потому что очень много нюансов при этом нужно учесть. Конечно, для родителей намного проще, когда ребенок в определенное время ложится спать, встает, играет и принимает пищу.

Однако, здесь нужно отметить, что распорядок дня создается не только для родителей, он должен быть удобным для ребенка, позволять ему жить в соответствии с собственными биоритмами и ощущениями. Именно поэтому все рекомендации, где строго по часам указано, что и как делать, часто не работают на практике.


При этом режимные моменты, если привиты ребенку с младенчества, позволяют более продуктивно строить свою деятельность в будущем, закладывают основы так называемого тайм-менеджмента — искусства управления временем.

Как сформировать режим

В попытке сформировать режим дня для своего малыша, учтите несколько моментов:

До окончания периода новорожденности (до двухмесячного возраста) создать какую-то периодичность в жизни ребенка очень сложно. В этот период происходит адаптация организма к новым для него условиям, отладка биологических часов, поэтому на этом этапе лучше понаблюдать за младенцем, ведя соответствующие записи.

В раннем детстве, если вы внимательно следили за сменой активности ребенка, есть возможность увидеть определенные закономерности: через какое время после пробуждения малыш ест с аппетитом, как скоро после прогулки не прочь поспать, когда достаточно наиграется, чтобы принять гигиенические процедуры. Именно на это время лучше ориентироваться, вырабатывая основные пункты режима. Это позволит и вам, и ребенку не просто жить по распорядку, а радоваться жизни, чего нельзя достичь, придерживаясь распорядка «из головы».

Периодически корректируйте режим в соответствии с потребностями ребенка, ведь постепенно дневной сон будет укорачиваться, ночные пробуждения исчезать, а грудное вскармливание будет заменяться прикормом. Малыш обычно своим поведением дает понять, что необходимы изменения, например, наотрез отказавшись в один прекрасный день от полуденного сна.

С появлением в жизни ребенка общественных институтов (детский сад, школа) старайтесь сохранить режим: пусть у него будет свободное время, предусмотренное вами, но ему необходимо знать, что нужно уделить внимание, например, урокам, уходу за питомцами, если таковые имеются, собственным домашним обязанностям.

Не забывайте про выходные. Обязательно должны быть дни, которые будут отличаться от будней, когда можно делать то, что хочется, не оглядываясь на график.

Прививая ребенку умение жить по определенному распорядку, вы оказываете ему большую услугу, ведь он получает неоценимый опыт управления собственной жизнью. При этом не забывайте, что детство должно оставаться детством и оставлять в душе приятные воспоминания.