Совет 1: По какому времени живут космонавты МКС

Космонавты на МКС живут по универсальному координированному времени UTC, а не по гринвичскому времени GMT, как часто неверно утверждают. Время GMT колеблется относительно UTC на 0,9 секунды.
Инструкция
1
В 1999 г. запуск российского модуля «Заря» ознаменовал собой старт самого грандиозного из космических проектов современности: начало создания Международной космической станции (МКС). Предшественниками МКС были советские космические станции, аналогов которым не было и нет. Дольше всех проработал на орбите «Мир».

С тех пор многих любознательных людей интересует: а по какому времени живут космонавты на МКС и вообще на орбите? Но почему вообще такой вопрос возникает? Нужно разобраться подробнее, потому что почти все ответы в широко известных источниках неверны.
2
Еще древние вавилоняне придумали для удобства расчетов разделять окружность на 360 равных долей – градусов, каждый градус – на 60 угловых минут, а каждую минуту – на 60 угловых секунд. Прилагательное «угловые» прилагается не зря.

Земля делает полный оборот за 24 часа, это и есть сутки. Тогда на час времени приходится 15 градусов окружности ее экватора, в которых будет 900 угловых минут и 54 000 угловых секунд. В геометрии, астрономии, геодезии и картографии, навигации, авиации и космонавтике угловые минуты и секунды называют минутами и секундами дуги.

Раз исчисление времени связано с вращением Земли, то с минутами и секундами возможна путаница. Чтобы ее избежать, нужно помнить: в часе 60 минут и 3600 секунд времени. Таким образом при вращении Земли, одна минута времени соответствует 15 угловым по ее экватору, и секунда времени – 15 угловым. Возникла такая неразбериха потому, что точно отсчитывать время люди научились на тысячелетия позже, чем вавилонские жрецы – наблюдать небо.
3
До прошлого века время на всей Земле отсчитывалось от полудня в английской Королевской обсерватории в Гринвиче. Полдень засекали специальным астрономическим прибором – пассажным инструментом. Это мировое время называлось GMT, Greenwich Meridium Time; Meridium по-латыни полдень.

Местное время, так как Земля вертится с запада на восток, к востоку от Гринвича опережает GMT, а к западу от него отстает. Величина расхождения времени зависит от географической долготы места, то-есть от расстояния в градусах/угловых минутах/угловых секундах полуденной линии места (его меридиана) от гринвичского меридиана. Полуденная линия – тень от тонкого прямого вертикального шеста точно в полдень, когда Солнце стоит точно к югу от точки наблюдения.

К примеру, полдень в Москве наступает на 2 часа 10 минут и 29 секунд времени раньше, чем в Гринвиче. Тогда долгота Москвы – 37 градусов 37 минут (угловых) к востоку. Точно определять долготу когда угодно люди не умели, пока не появились специальные часы, долгое время сохраняющие ровный ход – хронометры. До того определяли от случая к случаю, по регулярно повторяющимся астрономическим явлениям.

Для удобства в повседневном пользовании местное время округляют до часа, а весь земной шар условно разбит на 24 часовых пояса. Середина нулевого пояса приходится точно на Гринвич. Часовые пояса к востоку от Гринвича считаются положительными; к западу – отрицательными. Часовой пояс Москвы +2 GMT. Если пишут или говорят просто GMT, то это время Гринвича: 0 GMT.

Неудобства поясного времени для нужд достаточно быстрого транспорта (железная дорога, авиация) стали очевидны сразу: невозможно управлять движением поездов или самолетов, если время в них по пути следования все время меняется. Вследствие этого транспортники еще в XIX веке все время в своих системах выставляли по поясному времени своих столиц. На медленном транспорте (морских судах, например), время на часах переводили на местное по приходе в порт. Но на каждом судне всегда был хронометр, выверенный по GMT.
4
Однако Земля вращается не идеально равномерно, и развитие науки и техники потребовало более точных измерений времени, чем могла дать астрономия. Тогда, а именно в 1955 году, появились атомные часы. Современные образцы атомных часов уходят или отстают на секунду за 3 триллиона лет, или за 3000 миллионов лет.

На основе атомных часов были разработаны эталоны времени, а по ним выставлено единое мировое время UTC. Точно эта аббревиатура не расшифровывается. Англичане, поскольку Гринвичская обсерватория долгое время была датчиком точного времени для всего мира, предлагали название CUT (Coordinated Universal Time). Французы, вспомнив, что первой, еще до Гринвича, точное время начала измерять Парижская обсерватория, настаивали на TUC (Temps Universel Coordonné). И то, и другое значит в переводе Универсальное, или Вселенское, Координированное Время. В конце концов Всемирный союз электросвязи (в его ведении находятся эталоны времени), назначил обозначение нейтральное, легко запоминаемое и уникальное обозначение UTC.

Точку отсчета для UTC получили просто: засекли GMT в момент, когда сбивающие его факторы взаимно нейтрализовали друг друга. За многие десятилетия наблюдений их причины и величины были выяснены весьма точно. Попросту говоря, астрономы поймали момент, когда астрономическое (выражаясь профессионально - эфемеридное) время в Гринвиче совпало с мировым, и тут же включили атомные часы.
5
Астрономическое (эфемеридное) гринвичское время UTC медленно, за месяцы и годы, колеблется относительно UTC на плюс-минус 0,9 секунды. В быту это несущественно, но уже при маневрах на орбите требуется точность в тысячные, а при научных экспериментах – в миллионные и миллиардные доли секунды.

Кроме того, космонавтам на орбите пользоваться никаким поясным временем нельзя, поскольку космический корабль облетает вокруг Земли за время около полутора часов. Космонавтам необходимо привязать свое время к какому-то пункту на Земле. Вплоть до 90-х годов прошлого века советские космонавты жили по времени +2 UTС, московскому. Американские – по UTC Хьюстона. В совместных проектах, например, Союз-Аполлон, работали по нулевому, абсолютному UTC.

МКС с самого начала живет по времени UTC, а не по GMT или упрощенным версиям мирового времени (UT с индексами) для повседневного пользования, как часто пишут. И не только МКС. В космонавтике, пока еще негласно, принято все делать по времени UTC. В космос летают уже пять стран: Россия, США, Франция, Китай и Иран. Число космических держав, несомненно, будет расширяться. В каждой из них свое эфемеридное время и, чтобы не запутаться и не мешать друг другу, привязка всех действий к универсальному UTC совершенно необходима.

И еще одна распространенная неточность: местное бытовое время центров управления МКС в Москве и Хьюстоне составляет соответственно +2 UTC и –5 UTC. Несведущие же информаторы часто утверждают, что разницы во времени между Москвой и Хьюстоном от Гринвича равны друг другу по величине. Что это не так, ясно видно хотя бы по карте.
Расположение Хьюстона, Гринвича и Москвы на карте мира

Совет 2: Как настроить интернет МКС

Настройка интернет-подключения МКС не предполагает использования дополнительного программного обеспечения сторонних разработчиков и выполняется стандартными средствами операционной системы Windows. В данном случае рассматривается версия Windows 7.
Инструкция
1
Откройте главное системное меню, нажав кнопку «Пуск», и введите значение «службы» в текстовое поле строки поиска. Подтвердите выполнение сканирования нажатием функциональной клавиши Enter и вызовите контекстное меню найденного элемента «Проводная автонастройка» кликом правой кнопки мыши. Укажите пункт «Свойства» и воспользуйтесь опцией «Авто» в выпадающем списке строки «Тип запуска» в открывшемся диалоговом окне. Подтвердите свой выбор нажатием кнопки «Запустить» и используйте команду «Применить» для сохранения сделанных изменений. Еще раз авторизуйте выполнение выбранной команды нажатием кнопки OK.
2
Вернитесь в главное системное меню «Пуск» и введите значение «просмотр сетевых подключений» в текстовое поле строки поиска. Подтвердите осуществление сканирования нажатием функциональной клавиши Enter и найдите элемент «Подключение по локальной сети» в новом диалоговом окне. Вызовите контекстное меню найденного элемента кликом правой кнопки мыши и укажите пункт «Свойства». Воспользуйтесь вкладкой «Проверка подлинности» следующего диалогового окна и примените флажок на поле «Включить проверку подлинности IEEE 802ю1Х». Укажите пункт "Microsoft: Защищенные EAP» в выпадающем каталоге строки «Выберите метод проверки подлинности в сети» и примените флажки на полях «Вернуться к неавторизованному сетевому доступу» и «Запоминать мои учетные данные…».
3
Воспользуйтесь кнопкой «Параметры» и снимите флажок на поле «Проверять сертификат сервера» в очередном диалоговом окне. Нажмите кнопку «Настроить» и снимите флажок на поле «Использовать автоматическое имя входа…» открывшегося диалогового окошка. Подтвердите свой выбор нажатием кнопки OK и авторизуйте применение сохраненных изменений нажатием кнопки OK в предыдущем окне.
4
Воспользуйтесь кнопкой «Дополнительные параметры» и укажите опцию «Проверка подлинности пользователя» в раскрывающемся каталоге строки «Проверка подлинности». Подтвердите свой выбор нажатием кнопки «Сохранить учетные данные» и введите значения имени учетной записи МКС и пароля в соответствующие поля заключительного диалогового окна.
Источники:
  • Как настроить подключение МКС в Windows 7

Совет 3: Как определить атомную секунду

Самый точный прибор для измерения времени, созданный человеком, - это атомные часы. Начиная с середины прошлого века именно их измерения считаются эталонными. Одна атомная секунда определяется как продолжительность 9 192 631 770 периодов излучения атома цезия-133. Несмотря на то, что обычно атомные часы представляют собой огромные установки, используемые в научных лабораториях, получить время, измеренное с точностью до атомной секунды можно и у себя дома.
Инструкция
1
В сети существует немало сайтов, которые позволяют увидеть время, синхронизированное с атомными часами. К примеру, точное время по часам, установленным в U.S Naval Observatory, в любой момент можно увидеть на сайте http://www.anafor.ru/time/index.htm.
2
При желании можно настроить синхронизацию времени на своем компьютере и всегда иметь самые точные его показания. Для этого в системе Windows следует зайти в "Настройки даты и времени" и на вкладке "Время по Интернету" нажать кнопку "Изменить параметры". В появившемся окне нужно заменить стандартный сервер времени на более подходящий. К примеру, Государственный научный метрологический центр предоставляет следующие сервера для синхронизации:ntp1.vniiftri.runtp2.vniiftri.runtp3.vniiftri.runtp21.vniiftri.ru
3
Вместо предыдущего способа можно обзавестись небольшой утилитой Chronograph Atomic Time Clock (http://www.altrixsoft.com/en/chrono/). Она сделает всё за вас. Программа автоматически и регулярно обновляет время вашего компьютера через интернет. Используется время с серверов Национального института стандартов и технологий США. Кроме того программа имеет приятный интерфейс и способна заменить стандартные часы Windows, если вам надоел их привычный облик.
4
Гипотетически есть еще один способ: получить в своё распоряжение самые настоящие атомные часы. Несмотря на то, что разработка их «бытовой» версии ведется давно, единственный готовый продукт был создан совсем недавно. Американская компания Symmetricom начиная с 2011 года занимается выпуском модели SA.45s CSAC размером всего с небольшую микросхему.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500