Совет 1: Как делать скрутку алюминиевых проводов

Электротехнику часто называют наукой о контактах. Действительно, работа квартирной электропроводки или схемы технического устройства напрямую зависит от качества монтажа проводов. Как грамотно соединить две алюминиевых жилы, чтобы обеспечить надежный контакт, не нарушив при этом правила электротехнической и пожарной безопасности?

Обеспечение безопасного соединения проводов

Приступая к монтажу бытовой электропроводки, следует уяснить, что стандартами на проведение электротехнических работ соединение проводов в виде скрутки категорически запрещено. Такой вид монтажа нежелателен потому, что в месте контакта двух жил уменьшается площадь сечения соединения, что ведет к повышению переходного сопротивления и локальному перегреву проводов.
Считается, что большинство пожаров происходит именно из-за использования скрутки при монтаже проводки.

Для надежного и безопасного соединения алюминиевых проводов рекомендуется применять специальные зажимы и клеммные колодки. В них проблема контакта и повышенного сопротивления решается использованием пластинок из латуни. Для монтажа отличающихся пластичностью алюминиевых жил предпочтительнее использовать винтовые клеммные колодки.

Использование таких альтернативных способов монтажа проводки несколько увеличивает стоимость работ. Но затраты с лихвой окупаются безопасностью подобного соединения. Кроме того, соединение на клеммах или зажимах легко разобрать для устранения возможной неисправности, для проведения профилактических работ или измерений.

Скрутка алюминиевых проводов

Если вы все же решили использовать скрутку алюминиевых проводов, необходимо выполнять ряд условий. Такое соединение может быть применено только в слаботочных цепях, например, при монтаже детских игр или моделей электротехнических установок, а также при проведении простых физических опытов с постоянным током. Использование даже самой надежной скрутки при устройстве квартирной электропроводки чревато неприятностями.

Вначале необходимо аккуратно освободить концы провода от изоляции, постаравшись не повредить сами жилы. После этого провода нужно до блеска натереть наждачной бумагой, что поможет снять вредные окислы, которые свойственны алюминию и ухудшают контакт.
Чистый участок провода рекомендуется тщательно протереть тряпочкой или ваткой, смоченной в ацетоне.

Подготовленные концы жил изогните под прямым углом на расстоянии примерно 8-10 диаметров провода от изоляции. Заведите провода друг за друга. При помощи пассатижей с узкими губками навейте первую жилу на вторую, сделав при этом не менее семи витков. Старайтесь, чтобы витки были расположены максимально плотно друг к другу, без зазоров. Остается тщательно обмотать получившуюся скрутку изоляционной лентой.

Совет 2: Как соединить медный и алюминиевый провода

Медный и алюминиевый провода можно соединить скруткой, резьбовым соединением, клеммной колодкой и неразъемным соединением. У каждого из этих способов имеются свои показания для применения.
Вам понадобится
  • медный провод, алюминиевый провод, винт, шайба, клеммная колодка, заклепочник.
Инструкция
1
Скрутка – самый распространенный способ соединения проводов из данных материалов, используемый при прокладке электропроводки. Однако он отличается и самой низкой надежностью. Если выполнить скрутку неправильно, через несколько лет провода окислятся и контакт между проводниками нарушится. Избежать этого можно, если скрутку сделать так, чтобы проводники обвивали друг друга, исключив обвитие одним другого.
2
После того как проводники будут скручены, их нужно покрыть водостойким защитным лаком. Добиться максимальной надежности соединения можно, если предварительно залудить медный провод припоем. Если работы проводятся с применением многожильного провода, его нужно сделать одножильным, пролудив припоем.
3
Резьбовое соединение – надежный способ соединения проводов из меди и алюминия, позволяющий эксплуатировать электропроводку в течение долгого времени. Для этого с проводников нужно снять изоляции на длину, составляющую 4 диаметра винта. В случае с окисленными жилами металл нужно зачистить до блеска и сформировать окружность. В дальнейшем конструкция собирается таким образом: на винт одевается пружинная шайба, затем простая шайба, после окружность одного проводника, снова простая шайба, окружность другого проводника, шайба и в завершение гайка.
4
4. В последствие в нее вкручивается винт, и вся конструкция стягивается так, чтобы выпрямилась пружинная шайба. Если используются проводники с диаметром, не превышающим 2 мм, хватит винта М4. Если у медного кольца конец залужен, шайбу между двумя проводниками прокладывать не нужно. В случае с многожильным проводом, рекомендуется предварительно пролудить его припоем.
5
Не менее широко распространен способ соединения медного и алюминиевого проводов клеммной колодкой. Для этого не нужно формировать из проводников окружности, а само соединение можно и не изолировать, так как конструкция спроектирована так, чтобы защищать оголенные участки от соприкосновения друг с другом. В первую очередь конец провода нужно зачистить на высоту в половину сантиметра, вставить в отверстие и зажать с помощью винта. Такой способ незаменим при подключении люстры к алюминиевым проводам недостаточной длины.
6
Для неразъемного соединения проводов понадобится специальный инструмент – заклепочник. Проводники подготавливаются так же, как и для резьбового соединения. На заклепку сначала помещают кольцо из алюминия, затем пружинную шайбу, после кольцо из меди и заключительным этапом плоскую шайбу. Вставив стержень из стали в заклепочник, нужно сжать ручки инструмента так, чтобы раздался щелчок. Такой способ можно использовать при ремонтных работах в стене в случае, если были повреждены алюминиевые проводники.
Видео по теме

Совет 3: Как лучше всего соединить провода

Вне зависимости от того, какие провода вы собираетесь соединять, вам нужно будет выполнить два основных условия электрического соединения. Это обеспечение максимальной электропроводности соединения и его механической прочности.

Подготовка проводов к соединению

В начале работы вы должны зачистить соединяемые концы проводов. Эта операция производится с помощью кусачек или «бокорезов» и монтерского ножа. Если провод двухжильный, предварительно разделите жилы, не повреждая изоляции, и приступайте к зачистке. Удалите изоляцию на концах проводов так, чтобы высвободить по 1,5 – 2 см голого провода. Освобожденные от изоляции участки проводов зачистите от окислов и защитного лака до блеска с помощью ножа. Если провода многожильные, после зачистки жилы надо скрутить в плотный жгут.

Соединение пайкой

Пайка является самым качественным способом соединения проводов как по прочности, так и по электропроводности. Если вы соединяете провода из меди или медного сплава, то можете с успехом применить пайку. С помощью паяльника залудите зачищенные концы проводов. Для этой цели подойдут канифоль и припой ПОС 40. Наденьте на один из спаиваемых проводов отрезок трубки ПВХ, с расчетом, чтобы в дальнейшем он изолировал зону пайки. Сложите вместе залуженные концы проводов и прочно скрутите их. Пропаяйте скрутку. После остывания припоя изолируйте пайку, натянув на нее трубку ПВХ, можете использовать также изоленту на основе ПВХ.

Соединение с помощью клеммной колодки

Если вам необходимо соединить алюминиевые провода или пару проводов из разных металлов, пайка становится невозможной. В таком случае вы можете использовать клеммную колодку (клеммник). Клеммник представляет собой основание из изолирующего материала, на котором установлены контакты. Контакты могут быть как пружинными, так и выполненными в виде винтовых клемм. Соединение с помощью клеммника осуществляется просто. Вставьте зачищенные концы провода в клеммы. Если они выполнены в виде винтов, плотно зажмите ими провода.

Соединение скруткой

В том случае, когда пайку применить нельзя, а установка клеммной колодки невозможна, осуществляется соединение скруткой. Этот тип соединения используется в слаботочных цепях, например, при протяжке телефонных линий, при наращивании полевого кабеля, иногда при открытой электропроводке алюминиевым проводом. Скрутку можно применять только для одножильных проводов и только при отсутствии больших механических нагрузок на соединение. Если вам приходится применять скрутку, просто скрутите меж собой зачищенные концы проводов. Не забудьте про изоляцию. Лужение и пайка при этом не производятся.

Изоляция и безопасность

Все действия с электрическими цепями должны проводиться при отключенном напряжении. По завершении работ клеммные колодки необходимо закрыть изолирующими крышками или разместить их в места (например, в распределительных шкафах), исключающих случайный доступ. При зачистке проводов обратите внимание на то, чтобы соседние соединения не входили в контакт друг с другом, для этого в паре проводов подрежьте концы пар на разную длину. Каждое соединение изолируйте отдельно. Свяжите прочным узлом провода полевой кабель перед скруткой (можно поверх изоляции). Не используйте для изоляции электросоединений изоленту на матерчатой основе.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500