Категориальным аппаратом называется система понятий, используемая той или иной наукой. Эти понятия обобщенно отражают те свойства и связи предметов и явлений, которые данная наука исследует.

Например, и для физиологии, и для психологии объектом изучения является человек, но психология исследует отражение реальности в процессе высшей нервной деятельности, а физиология – закономерности функционирования организма в целом, отдельных органов и их систем. Поэтому и категориальные аппараты этих наук различаются. Основные понятия в психологии – сознание, личность, деятельность, а в физиологии – организм, ткань, орган.


Научная категория



Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.

Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.

Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий. Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира. Например, понимание материи в философии Левкиппа и Демокрита отличается от современного представления о ней.

Определенность научных категорий



Парадоксальность научных понятий заключается в том, что при всей своей обобщенности они предельно конкретны. Именно поэтому преподаватели требуют от студентов знания определений научных понятий, а ученые нередко спорят о формулировке определений. Такое внимание к предельной конкретизации смысла соответствует научному взгляду на мир, который предполагает установление объективных фактов.

Подобная конкретность приводит к тому, что одно и то же слово, присутствуя в арсенале разных наук в качестве научной категории, может иметь разный смысл. Тем более, эти значения будут отличаться от того смысла, который придается этому слову в обыденном общении.

Например, в психологии под словом «деятельность» понимается активное взаимодействие с окружающим миром («игровая деятельность», «учебная деятельность»), а физиологи говорят о «сердечной деятельности», «родовой деятельности». В повседневности слова «чувства» и «эмоции» часто употребляются как синонимы, но в психологии под ними подразумеваются разные явления эмоциональной сферы.

Таким образом, категориальный аппарат отражает как научную картину мира в целом, так и ту ее часть, которую создает определенная наука.