Совет 1: Методика диагностики социально-психологической адаптации дошкольников

В старшем дошкольном возрасте важно определить уровень социально-психологической адаптации ребенка, так как в скором будущем он станет учеником. Школа требует от ребенка владения определенными навыками. К примеру, он должен быть внимательным и сосредоточенным в течение длительного времени, удерживать в уме задание и поэтапно его выполнять, слышать и исполнять указания взрослого. Кроме того, малыш должен быть готов к общению со сверстниками и понимать правила поведения в обществе. Именно поэтому важно своевременно выявить и скорректировать нарушения адаптации ребенка.
Предлагаемая методика диагностики социально-психологической адаптации разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Она состоит из двух частей. В первой части используется проективный рисунок «Дом. Дерево. Человек». Анализ выполненного ребенком рисунка позволяет определить уровень его самосознания. Вторая часть состоит из опросника для родителей и воспитателей. Опросник выявляет развитие основных социальных навыков ребенка, самоконтроля.

О чем расскажет рисунок «Дом. Дерево. Человек.»



Для выполнения задания ребенка просят нарисовать на разных листах бумаги дом, дерево и человека. Для рисования принято использовать карандаши или краски.

Одновременно оценивается способность выполнять инструкцию. Ребенку дается указание: «На столе лежат три листочка и карандаши. На первом нарисуй дом, на втором - дерево, на третьем человека. Когда закончишь, сложи карандаши и покажи мне рисунки.»

Готовый рисунок оценивается исходя из основных показателей - сюжет, использованные цвета, способ изображения, степень нажима. После исполнения рисунков необходимо узнать у ребенка его интерпретацию изображений. Часто ребенок в ходе беседы сообщает значимую для диагностики информацию.

Тревожность и неуверенность в себе выражается на рисунке в виде - маленьких фигур, сильного нажима, активной штриховки, обилии черного цвета, смещении изображения в угол или в сторону, большого количества деталей.

О выраженных проблемах самосознания могут говорить изображение засохшего дерева, категорический отказ от выполнения задания.
Длинная шея у человека свидетельствует о стремлении соблюдать правила, большие руки могут говорить об общительности ребенка.

Использование опросника



Всесторонняя диагностика адаптации ребенка невозможна без наблюдения за ним. Предлагаемый опросник направлен на диагностику особенностей поведения и уровня формирования социальных навыков ребенка. Родителей и воспитателей просят выразить согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.

Предлагаемый опросник состоит из 15 утверждений.

1. Ребенок легко идет на контакт с детьми на детской площадке
2. Чувствует себя свободно, общаясь со знакомыми взрослыми
3. Легко заводит разговор с незнакомыми людьми
4. Адекватно реагирует на замечания взрослых
5. Соблюдает правила игры
6. Удерживает внимание во время занятия
7. Выполняет поручения взрослых
8. Владеет основными навыками личной гигиены
9. Редко вступает в конфликты с другими детьми
10. Вежлив со взрослыми и сверстниками
11. Самостоятельно справляется с затруднениями в работе
12. В последнее время изменился, появились новые интересы
13. Садик стал неинтересен ребенку
14. Упрямо отстаивает свое мнение
15. Любые задания вызывают большое волнение

За каждый положительный ответ присваивается 1 балл, отрицательный ответ не оценивается. Свыше 12 баллов свидетельствуют о высоком уровне развития социальных навыков. Менее 6 баллов - низкий уровень.

Качественный анализ результатов, полученных по обеим составляющим методики позволяет определить уровень социально-психологической адаптации ребенка и выявить имеющиеся проблемы.

Совет 2: О чем говорит рисунок ребенка

Дети, как правило, довольно много рисуют, и их творчество может о многом рассказать родителям. Если вы желаете понять, как ваш ребенок ощущает себя в этом мире, попросите его изобразить свою семью.



Во время рисования ребенок не контролирует собственные эмоции, чувства и мысли. На свои художества он переносит проблемы, которые не способен решить сам. Поэтому детским рисункам стоит уделять повышенное внимание.

Для начала посмотрите, как расположены на рисунке все члены семейства, а в какой части листа ребенок изобразил самого себя. Если он находится между родителями, значит ему вполне комфортно и он доволен их отношением к себе. Если малыш вообще не стал рисовать себя, либо изобразил где-то в сторонке, то он, вероятнее всего, чувствует себя брошенным, одиноким. Это сигнал родителям – ребенку необходима поддержка.

Если вы хотите узнать, кого малыш считает авторитетом в семье, посмотрите, кто нарисован самым большим. Самого любимого члена семьи дети обычно приукрашивают какой-нибудь яркой деталью, а также со скрупулезностью прорисовывают ему детали на одежде или лицо.

Если на рисунке все члены семейства улыбаются и держатся за руки, это значит, что малыш воспринимают свою семью как сплоченную и очень дружную. Если родители находятся по разным углам рисунка – делайте выводы.

Стоит обратить внимание и на цвета, которые ребенок выбрал для своего рисунка. Присутствие лишь мрачных тонов – повод поговорить с малышом по душам или обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.


Видео по теме

Совет 3: Виды адаптации

Существует четыре вида адаптации. Они различаются по качеству и степени адаптированности человека в социуме и к самому себе. Чтобы жизнь была полной, насыщенной и приносила удовлетворение, необходимо стремиться к полной, системной адаптации.

Отечественный психолог А.А. Реан выделил четыре типа адаптации, используя два критерия: внутренний и внешний.

  • Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.
  • Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.

Социально-психологическая адаптация

А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.

Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), - это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.

Кроме двух крайних вариантов - системной адаптации и полной дезадаптации - существуют два помежуточных:

  1. Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
  2. Мнимая адаптация по внешнему критерию.

В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит белой вороной. В худшем - реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.

Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него приличная работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья. Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он тянет лямку, но не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют убить время и избавиться от скуки.

В разные периоды жизни процесс адаптации протекает по-разному. Каждый человек может находиться в любом из четырех описанных состояний адаптации.

Однако стремиться необходимо к состоянию системной социальной адаптации, а это значит понимать себя, развивать свой потенциал, но в таком русле, чтобы вносить значимый вклад в позитивное развитие социума.

Совет 4: О чём расскажет детский рисунок

Детская психология давно занимается изучением рисунков, ведь именно по ним можно судить о психоэмоциональном состоянии ребёнка в целом или в конкретный период жизни малыша.

Подробно о психологии детского рисунка можно прочитать в трудах Дж. Дилео, А. Л. Венгера, М. Люшера. Здесь же представлены общие критерии оценки детского рисунка. Во-первых, чтобы правильно оценить рисунок, предоставьте ребенку полную свободу творчества: дайте несколько листов бумаги, много разноцветных карандашей, не ограничивайте его во времени, и не подсказывайте, что и как лучше нарисовать. Во-вторых, один рисунок может сказать лишь о сиюминутном состоянии его автора; чтобы сделать выводы об общем состоянии ребенка, необходимо проанализировать несколько работ, нарисованных в разное время.

На что же следует обратить внимание при оценке рисунка? Вот небольшой список основных критериев.

Цветовая гамма. Это наиболее важный фактор, который оценивается в первую очередь.

Нажим карандаша - свидетельствует о психомоторном состоянии ребёнка. Например, робкие дети делают очень слабый нажим, а импульсивные, наоборот, нажимают на карандаш чересчур сильно. Гиперактивные и конфликтные дети рисуют так, что карандаш может даже порвать лист.

Размер рисунка. Рисунок не должен быть слишком маленьким, или не помещаться на листе.

Расположение рисунка. Если ребенок эгоистичен, с высокой самооценкой, то и рисовать он будет только в верхней части листа. А если изображены маленькие предметы внизу, или в углу листа, то это говорит об эмоциональном неблагополучии.

Детализированность изображения. Творческие дети очень детально и подробно все прорисовывают.

Темп работы. Пассивные дети рисуют медленно и неохотно. Если же быстро и неаккуратно, то это говорит о гиперактивности автора.

Разговаривает ли ребёнок во время рисования. Хорошо, если ребенок комментирует и с удовольствием объясняет, что он рисует. Если же он совсем не хочет рисовать, значит, он устал или чем-то эмоционально подавлен.

В конечном счете выводы об эмоциональной нестабильности, или депрессивном состоянии малыша можно делать только после анализа нескольких рисунков, и то, если в них встречается сразу несколько тревожных факторов.

Источники:
  • Диагностические методики
  • Анкеты и опросники для педагогов и родителей
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500