Совет 1: Как провести диагностику в детском саду

Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.
Инструкция
1
Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения.
2
Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. В некоторых программах уже имеется готовая диагностика, некоторые предлагают педагогам разработать ее самим, ориентируясь на особенности и возраст детей (например, «Школа 2100»).
3
При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала.
4
Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную диагностику и сравнивают полученные результаты. При удачном прохождении коррекции уровень усвоения знаний ребенка должен повыситься.
5
Также в детском саду у детей подготовительных групп проверяется готовность к школе. Ответственным за ее проведение является педагог-психолог. К проведению коррекционной работы с детьми необходимо привлекать родителей воспитанников, так как только вместе с семьей возможны положительные результаты.

Совет 2: Как провести диагностику с дошкольниками

Прежде чем начать чему-то учить ребенка, педагог должен узнать, что же умеет его подопечный, насколько хорошо у него развиты различные психические процессы, быстро или медленно он усваивает новый материал. Именно для этого и служит диагностика. Без нее очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Как правило, общая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Кроме того, воспитателю бывает нужно определить, в какой степени у детей развиты отдельные качества – внимание, творческое мышление, культурно-гигиенические навыки, - также различные виды деятельности. В этом случае диагностика проводится перед тем, как начать работу по той или иной программе.
Вам понадобится
  • Программа воспитания в детском саду
  • Игры и игрушки для выполнения тестовых заданий
Инструкция
1
Определите, какой вид диагностики вам нужен. В любом случае вам понадобятся тестовые задания. Можно взять их из набора С. Забраминой. Это матрешки, пирамидки из 4-х колец, доски Сегена, коробочки-вкладыши, разрезные картинки. При выборе тестового задания учтите возраст детей. Например, трехлетним малышам можно предложить пирамидки, детям постарше – остальные игрушки из набота. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сгруппировать предметы по существенным признакам, найти предмет, который не подходит к группе других, подобрать недостающий предмет и так далее.
2
Объясните задание. Как правило, дети с нормальным уровнем психического развития хорошо понимают вербальную инструкцию к заданию, соответствующему их возрасту. Трехлетние дети уже знают соотношение «больше – меньше» и могут сравнивать по величине несколько предметов. Дети с задержкой психического развития с трудом запоминают словесную инструкцию, для них более эффективен показ. В процессе выполнения задания проанализируйте, насколько хорошо ребенок запомнил инструкцию и способен ли следовать ей до конца.
3
Для тестового задания можно использовать и различные виды конструирования. Например, для малышей это будет конструирование из четырех деталей. Сначала ребенку предлагается готовая постройка. Педагог просит сделать такую же. Дети должны сами подобрать детали и сложить их в нужном порядке. Если это не получается, педагог показывает, что на что нужно поставить, затем предлагает детям выполнить постройку еще раз. По результатам работы ребенка вы можете определить уровень зрительного анализа, пространственного воображения, навыков конструирования.
4
По результатам тестового задания отметьте, как каждый ребенок отнесся собственно к исследованию, насколько хорошо он понял и запомнил инструкцию, был или нет у него интерес к заданию и насколько долго он сохранился. Отметьте также, насколько целенаправленными были действия ребенка, рассчитывал ли он свои усилия, умеет ли заранее планировать выполнение задания или действует эмпирическим путем, пользуется ли он посторонней помощью и насколько. Очень важно также то, прилагает ли ребенок волевые усилия для того, чтобы правильно выполнить задания.
5
Проведите диагностику по отдельным видам деятельности. Для определения уровня игровой деятельности детей предложите детям несколько игровых ситуаций. Например, для определения уровня игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста предложите детям игрушки, которые предполагают совместную деятельность. Понаблюдайте, насколько дети умеют распределять роли, могут ли играть без конфликтов. Для определения уровня развития изобразительной деятельности предложите несколько тестовых заданий – например, дорисовать круги или квадраты, дополнить сюжетный рисунок.
6
Для диагностики культурно-гигиенических навыков достаточно просто наблюдения. Насколько умения и навыки детей соответствуют возрасту? Ребенок младшей группы должен уметь есть ложкой, вытирать рот салфеткой, мыть руки мылом и щеткой, правильно надевать носки и штаны. Ребенок подготовительной группы умеет пользоваться вилкой и ножом, самостоятельно одевается и так далее. Данные диагностики показывают педагогу, над какими умениями и навыками ребенка необходимо работать.
Видео по теме
Обратите внимание
Для определения уровня психического развития детей не пользуйтесь сомнительными методиками. Если есть возможность поручить этот вид диагностики профессиональному психологу, у которого есть эталонные методики, лучше это сделать.
Полезный совет
После показа способа действия необходимо вернуть предметам первоначальное положение – пирамидку разобрать, разрезные картинки смешать.

При проведении диагностики не ограничивайтесь одним заданием. Очень может быть, что ребенку по каким-то причинам не понравилась данная игра, и он не очень хочет выполнять задание.

Совет 3: Как проводят диагностику развития дошкольников

Детей в возрасте до 6 лет принято делить на две возрастные группы: от рождения и до 3 лет – младенчество, от 3 до 6 лет – дошкольники. Существуют как диагностики развития, подходящие для обеих групп, так и отдельно для каждой. В данном случае речь пойдет именно о диагностике дошкольников. Она, как правило, проводится по шести направлениям: диагностика речи, мышления, памяти, внимания, личности и навыков учебной деятельности.
Вам понадобится
  • Материалы для различных диагностических методик.
Инструкция
1
Диагностика внимания

По данным психологов, у ребенка в этом возрасте должны быть сформированы три аттенционных (т.е., связанных с вниманием) умения. Во-первых, ребенок должен уметь выполнять задания с постепенно повышающимся уровнем сложности. Во-вторых, он должен удерживать в голове инструкцию в течение всего занятия. Если малыш во время занятия забывает, что именно от него требуется, значит, существуют определенные проблемы с развитием внимания. Третье умение – навык самоконтроля. Что касается конкретных методов диагностики, то это задания типа «Найди две одинаковые картинки», «Найди 10 отличий», «Какие перемены произошли на картинке?», «Пройди лабиринт» и т.д.
2
Диагностика памяти

Диагностика памяти проводится по трем основным направлениям – кратковременная, долговременная и ассоциативная память. Никаких количественных характеристик развития памяти нет. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, необходимо подбирать аналогичные упражнения и проводить до тех пор, пока у него не начет получаться. К методам диагностики кратковременной памяти относят следующие задания: перед ребенком раскладываются картинки или игрушки. Он старается запомнить порядок, затем закрывает глаза – картинки перекладываются или их часть убирается. Ребенок должен сказать, что изменилось. Или же рассмотреть тот или иной рисунок, а затем максимально подробно воспроизвести его по памяти.

Для диагностики долговременной памяти можно предложить ребенку тест из нескольких вопросов. Например, «Сколько окон в твоей квартире?», «Что ты ел вчера за ужином?» и т.д. Чтобы диагностировать ассоциативную память, даются задания на составление связей, например, дерево и лист или дом и окно.
3
Диагностика мышления

В этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, поэтому и задания должны быть соответствующими. Например, можно показать малышу картинку, на которой изображена та или иная ситуация. Пусть рассмотрит картинку и расскажет, что на ней происходит. В зависимости от ответа, уровень развития мышления оценивается по шкале от 1 до 4. 1 – ребенок сразу включился в работу и подробно описал происходящее на картинке, 4 – ему сложно включиться в работу, он не может рассказать, что происходит на картинке.
4
Диагностика речи

Может проводиться по самым разнообразным направлениям. Типы заданий: «Придумай как можно больше слов на букву…», «Составь из слов предложение», «Прослушай небольшой текст и перескажи его». «Подбери к слову рифму» и т.д. По совокупности результатов определяется общий уровень развития речи у ребенка.
5
Диагностика навыков учебной деятельности

Эту диагностику проводят у детей 5-6 лет, чтобы определить, насколько ребенок готов к принципиально новой для него деятельности – учебной, ведь скоро ему придется отправляться в школу. Существуют кардинальные различия между учебной деятельностью в школе и игровой, которая была в детском саду. Одно из главных отличий – обязательность первой, умение сконцентрироваться на задании. Одна из диагностик называется «Бусы». Попросите ребенка нарисовать пять бусинок, соединенных одной ниткой, проходящей строго через центр каждой бусины. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синей. Другая методика называется «Рисунок по клеточкам». Ребенок должен поставить карандаш в точку на пересечении клеточек. Затем ему диктуют, на сколько клеточек и куда он должен двигаться. В итоге долен получиться рисунок, именно такой, какой ему продиктовали. Подобные диагностики также оцениваются по четырехуровневой системе.
6
Диагностика личности

Диагностика личности предполагает самое обширное количество исследуемых вопросов. Это и отношение к себе, и уровень самооценки, и детское самосознание и осознание половой принадлежности и т.д. Наиболее часто используемые методики – тесты в картинках, тесты типа «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью» и т.д.
Источники:
  • провести диагностику

Совет 4: Как провести психологическую диагностику дошкольника

Для того, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии своего ребенка, родители вполне самостоятельно могут выполнить с малышом несложные задания, результат которых покажет уровень его развития. Не нужно расстраиваться, если в чем-то ребенок показывает низкий результат, нужно просто подобрать игры и упражнения для развития этого психологического качества.
Вам понадобится
  • - диагностические материалы на изучение памяти, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций дошкольника с четкой инструкцией по выполнению;
  • - ключ для оценки результатов деятельности (обязательно).
Инструкция
1
Для того, чтобы психологический тест дал объективный результат, его проведение должно происходить в привычных и естественных условиях для ребенка. Не стоит говорить, что сейчас вы начнете проверять его знания и умения, ребенок может насторожиться, испугаться, замкнуться. Лучше всего задания давать в его игровой комнате, посадив ребенка за его стол и предложить порисовать, поиграть, или вместе рассмотреть какие-то интересные картинки.
2
Диагностику лучше проводить в виде игры или игровых упражнений. Если тест составлен таким образом, что ребенку необходимо отвечать на вопросы, все равно обыграйте эту ситуацию. Предложите поиграть в школу или в занятие в детском саду. На вопросы может отвечать ребенок за себя и за других «учеников»: кукол, медведей, зайцев, которые вместе с ним учатся в этой школе.
3
С исследователем у ребенка должны быть хорошие, доверительные отношения. Чужому человеку, который просто проводит свою работу и задает вопросы, ребенок может не ответить, а отсутствие ответов будет воспринято как незнание. Чужой человек не сразу должен начинать диагностировать, а сначала познакомиться с ребенком, поговорить о чем-то приятном, просто поиграть.
4
Обычный разговор может стать основой для проведения диагностической беседы. Необходимо, чтобы ответы были продолжением незаконченного предложения: «Когда я вырасту, я буду…», «Мне скучно, когда…», «Самое интересное – это…», «Мне нравится…» и другие.
5
Чем младше ребенок, тем меньше у взрослого возможностей давать малышу какие-либо задания. В основном, диагностика будет заключаться в наблюдении за малышом и фиксировании необходимых данных в таблицы или протоколы. Например, наблюдая за драчливым ребенком в детском саду в течение недели, исследователь фиксирует акты агрессии в течение каждого дня с указанием времени. Наблюдение может показать, в какие дни недели или в какое время суток ребенок больше всего раздражен и не может сдерживать свои чувства.
6
Психологическая диагностика дошкольника часто связана с анализом продуктов его деятельности: рисунков, поделок, рассказов. Исследователь по определенной символике рисунка или поделки узнает содержание детских комплексов и неразрешенных проблем. Например, при свободном рисовании ребенок рисует большую гору и дорогу к вершине. Себя рисует на середине этой дорожки или на вершине горы. Такой рисунок можно рассматривать и как желание пойти в поход, и как стремление ребенка к самосовершенствованию. Расшифровка появится, если мы поговорим с ребенком по содержанию данного рисунка.
Обратите внимание
По результату одного теста нельзя сделать объективные выводы, т.к. у ребенка может быть плохое настроение или самочувствие сегодня. Для повышения объективности один и тот же тест можно провести с промежутком времени (например, через неделю). Можно провести и разные тесты, но имеющие одну и ту же цель (например, на изучение концентрации внимания), но по одному утром и вечером или на следующий день.
Полезный совет
Создать условия во время проведения диагностики, чтобы ребенок не отвлекался: посадить спиной к окну, выключить телевизор, выбрать время, когда никто не будет входить в комнату.
Источники:
  • диагностика с детьми детского сада
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500