Совет 1: Как изготавливались царские червонцы

Само слово «червонец» происходит от понятия «червонное золото». Так называли высокопробный чистый сплав меди и золота, который обладал характерным красным, то есть, червонным оттенком. Изначально так называли все золотые иностранные монеты, которые попадали в Россию.

Ранние экземпляры

Со времен царствования Ивана Третьего до начала правления Петра Великого на территории России чеканились и свои монеты из червонного золота, но их использовали только в качестве наградных знаков.

После реформ Петра Великого в России появилась новая денежная система, и первые золотые деньги вошли в оборот. По своим характеристикам (массе и пробе) они были идентичны венгерским дукатам. Такие монеты не использовались во внутренней торговле. Их ценность соответствовала двум с половиной рублям, что делало их весьма неудобными для повседневного использования, поскольку эта сумма в начале восемнадцатого века была весьма впечатляющей. Самая первая партия червонцев была выпущена в 1701 году, в ней было сто восемнадцать монет. Чеканку червонцев возобновил Петр Второй, она продолжалась вплоть до царствования Павла Первого.

Первые червонцы весили 3,47 грамма и выполнялись из золота 986 пробы, помимо обычного червонца в обращении находился и двойной, его масса соответственно была 6,94 грамма.

Внешний вид

Начиная со времен Петра Великого, все монеты были портретными, то есть, имели изображение царя или царицы. Эта традиция прервалась во время правления Павла Первого, поскольку его внешность была весьма специфической. Во время его правления на одной стороне монет чеканилась фраза «Не нам, не нам, а имени твоему», а на другой — крест или двуглавый орел.

Павел изначально выпускал золотые монеты без номинала, но от них было решено отказаться, после этого в оборот вошли золотые монеты номиналом пять и десять рублей (все те же обычные и двойные червонцы). Изначально для этих монет использовалось золото 986 пробы, но довольно скоро было решено перейти на золото 917 пробы. Такие монеты назывались империалами и полуимпериалами, однако за ними сохранилось и название червонцы.

Во время правления Николая Первого в России чеканились «белые червонцы» из платины. Эти монеты выпускались в трех вариантах — номиналом три, шесть и двенадцать рублей.

В начале двадцатого века при Николае Втором 0,77 грамма чистого золота приравнивали в одному рублю, соответственно монета в десять рублей должна весить 7,7 грамм. Но поскольку червонцы в это время чеканились из золота 900 пробы, вес каждой монеты составлял 8,6 грамма, что означает, что чистого золота в ней как раз 7,7 граммов. Во времена Николая Второго червонцы снова начали делать портретными.

Совет 2: Советские деньги: история появления, стоимость, интересные факты

Советские деньги - это сегодня часть истории СССР, а для многих родившихся при советской власти - предметы ностальгии. Купюры с Ильичом на лицевой стороне известны всем, кто родился до середины 80-х, и, конечно же, нумизматам. А вот историю советских денег - их появление, развитие и т.д., знают далеко не все даже из тех, кто держал такие купюры в руках.
Чаще всего при упоминании советских денег имеют в виду рубль, который существовал с 1923 года до конца Советов. Но фактически советские деньги появились на несколько лет раньше. Они выглядели несколько иначе, например, копейки были бумажными, назывались по-другому и т.д.

Первые советские деньги

В 1919 году стало известно о появлении первых банкнот, относящихся к категории советских денег. Хотя первые упоминания о замене старых денег на советские ценные бумаги начались еще в 1917 году. Срок предоставления первых купюр затянулся на 2 года из-за возникших между членами денежного комитета разногласий.

Первые деньги, которые придумал на заре своего становления СССР, кардинально отличались от тех, что ходили в стране в конце ее существования. Различия были и в орнаменте, и в номинальной стоимости, и даже в специальных используемых клише. Историки утверждают, что большая часть советских денег производилась тогда зарубежом - в Англии. Монеты же стали чеканить чуть позже. Время их появления датируют 1924-м годом.

В 1922-м году постановлением Совнаркома были введены в обращение советские червонцы - аналог современного рубля. Они мало чем отличались от тех денег, что применялись в царской России - ни по весу, ни по пробе. По плану должно было быть выпущено несколько разных видов червонцев: на одних планировалось изображение рабочего у станка, на других - крестьянина.

Распространение червонцев по территории Советского Союза заняло около года. На Дальнем Востоке до окончательного внедрения советской купюры активно использовались дореволюционные банкноты и японские иены. Сами же деньги имели довольно большой вес и уважение в мировой экономике за счет того, что обеспечивались золотом.

В 1925 году на купюрах появился герб СССР, а портрет Ленина впервые украсил банкноты только в 1937 году. Советские деньги в виде червонцев просуществовали до 1947 году, когда в ходе реформы они были заменены на рубли. Достоинство новых выпускаемых денег равнялось 10, 25, 50 и 100 рублям.

Сегодня самым дорогим представителем советских денег в мире считается медная монета червонца, выпущенная в 1925 году. Ее стоимость 5 млн. рублей.

В конце 50-х годов 20 столетия началась подготовка к очередной денежной реформе. Тогда было принято решение об изготовлении монет и банкнот нового образца. В 1961 году началась замена старых дензнаков на новые с учетом деноминации - 10 старых рублей на 1 новый. Золотое содержание рубля при этом было увеличено, а сами банкноты стали меньше и удобнее прежних. Именно эти деньги и оставались основными купюрами Советского Союза до самого его распада.

Сколько сейчас стоят советские деньги

Советские деньги и сегодня можно реализовать. Как правило, интерес они вызывают у коллекционеров. Однако, естественно, далеко не все деньги становятся предметом торга. Так, например, мелочь чаще всего берут оптом и считают оплату за килограмм. Особую ценность для ценителей имеют монеты, датированные 1958-м годом. Связано это с тем, что была выпущена лишь пробная партия, которая не очень понравилась приемщикам и была отправлена на переплавку. Поэтому такие монеты редкие и очень ценные - выручить за них можно около 10 000 р.

Ценны у коллекционеров и монеты-ошибки. Например, 10-копеечный экземпляр, где на гербе СССР колоски пшеницы обвивают 16 лент, а не 15, как положено.

Совет 3: Почему люди покупают банкноты дороже их номинала

Иногда в жизни случаются случаи, когда люди покупают себе банкноты, стоимость которых гораздо больше, чем их номинал. Происходит это по разным причинам, одной из которых является нумизматика.

Деньги и их реальная стоимость

Люди привыкли к бумажным наличным деньгам. Кстати, банкноты изготавливаются не из бумаги, а из более прочного льна. На самом деле, деньги могут быть изготовлены из любого материала, это просто эквивалент взаимного договорного доверия к определенной вещи. Сама по себе банкнота допустим, в 100 долларов не стоит практически ничего, однако если вы расплачиваетесь ей, продавец товара уверен, он точно так же сможет приобрести нужную ему вещь или продукцию. Деньги подвержены инфляции, их стоимость относительно товарной корзины постепенно падает, это следствие нормальной человеческой жадности. При потере доверия к определенной валюте наступает гиперинфляционный процесс, начинается обратный процесс человеческих эмоций, стремительно нарастающая паника. При нормальной экономике, государство печатает строго ограниченное количество денег, равное годовому ВВП плюс количество банкнот, пришедших в негодность.
Деньги, как и любая продукция, любой артефакт произведенный человечеством, имеют какое-то определенное количество бракованных партий при выпуске.

Причины покупки дорогих банкнот

Иногда можно заметить, что купить банкноту номиналом два доллара стоит больше, чем покупка стодолларовой купюры. Коллекционирование денег - нумизматика - является чрезвычайно увлекательным хобби. Коллекционеры иногда гоняются по всему миру за какой-нибудь одной монеткой или купюрой. Все дело в том, что деньги, являясь продукцией массового производства, имеют строго ограниченную ценность. Однако, если при производстве денег был допущен брак, или деньги были выпущены государством к определенному юбилейному празднику или в честь какого-либо конкретного лица либо в силу других причин, банкноты, купюры или монеты становятся шедеврами. Обычно количество таких шедевральных монет или купюр строго ограниченно, часто даже измеряется десятками или единицами экземпляров. Вот всего лишь пара примеров: коллекционеры оставляют огромные деньги на аукционных торгах, монеты царской России достигают в цене трех тысяч долларов. Самая большая и тяжелая металлическая монета в мире, официально занесенная в книгу рекордов Гиннесса, является 1 миллион канадских долларов. Весит монета почти 100 килограмм чистейшего золота 999 пробы и существует в единственном экземпляре.
Монеты, банкноты, имеющие брак на аверсе, реверсе или гурте, имеют намного большую ценность, чем обозначенный на них номинал.

Известно, что к приближающейся олимпиаде в Сочи были выпущены новые красивые купюры, номиналом 100 и 200 рублей, и 25-рублевая монета. Купля новых денег стоит гораздо дороже, чем дальнейший их оборот.

Совет 4: Когда появились первые чеканные московские монеты

Появление чеканной металлической монеты – важный рубеж в истории любого государства. Это свидетельство того, что данное общество достигло высокой степени экономического и социального развития.

Первые русские монеты

В конце 10 в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты назывались «монетатниками» и «сребрениками». На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца, так называемый знак Рюриковичей. Надпись на монетах князя Владимира (980 – 1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги». Таким образом, долгое время на Руси слово «сребро» – «серебро» было равнозначно понятию денег.

Первые монеты были примитивны как по технике исполнения, так и по замыслу рисунка. Искусство чеканки монет совершенствовалось с каждым столетием, улучшалась и гравировка, реалистичнее становилось изображение, а в связи с увеличением монетного поля, расширялись и композиционные возможности резчиков. И не случайно многие из мемориальных монет относят к произведениям искусства малых форм.

Первые московские монеты

В Москве впервые чеканные деньги появились во времена княжения Дмитрия Донского во второй половине 14 века. На монетах имела место выбитая надпись «Печать князя великого Дмитрия». Эти монеты похожи на небольшие тонкие серебряные неровные чешуйки. Также на монетах иногда чеканились изображения петуха либо воина с топором и саблей в разных руках, а в 14 веке на монетах стали чеканить воина с копьем верхом на коне.

Во времена царствования Ивана Третьего на монетах появилась надпись «Иван князь Великий и господарь всея Руси». И хотя Иван Третий был уверен, что в земле должно быть русское золото, ему пришлось чеканить золотые монеты (так называемые «угорские червонцы») из чужого, привозного золота.

Иваном Грозным был учреждён Приказ каменных дел, который руководил поисками золотых и серебряных руд. К концу 15 века русские люди начали осваивать Пермскую землю и склоны Уральских гор, но все поиски золота здесь оказались безрезультатными. Особенно активно они велись в районе реки Печоры, где были найдены медные и серебряные руды, но не золото.

Русские названия монет

Памятники письменности сохранили древнерусские названия металлической монеты, «куна» и «ногата», и названия меньших платежных единиц, равной половине куны «резаны» и «веверицы», отношение которой к куне определяют по-разному. Куной был и «дирхем», и сменивший его «денарий», и «русский сребреник». Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию «coin», появившемуся в языке племен Северной Европы на почве обращения римского денария.

Вероятно, впервые познакомились с ним западные славяне. Вытесняя термин «сребро», слово «куны» надолго закрепилось в славянских языках в общем значении «деньги».
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500