Первый русский марксист Г.В. Плеханов



Первым русским марксистом принято считать Георгия Валентиновича Плеханова. В 1883 году совместно с группой соратников, увлеченных идеями Маркса и Энгельса, Плеханов создал организацию, получившую название «Освобождение труда». Глубоко вникая в труды основоположников научной идеологии пролетариата, русские марксисты начали непримиримую борьбу с философскими идеями народничества, стоявшего на идеалистических позициях.


За свою жизнь Г.В. Плеханов создал несколько фундаментальных философских работ, в которых развивал идеи диалектического материализма. Главные труды Плеханова по философии марксизма - «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и «Основные вопросы марксизма». Особенное значение автор придавал соединению диалектического метода в постижении истории и материалистических воззрений на общество.

В.И. Ленин как крупнейший теоретик марксизма



Самым крупным и всемирно признанным авторитетом в области марксистской философии по праву считается Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Его революционная деятельность началась в середине последнего десятилетия 19 века. Ленин потратил много времени на углубленное изучение наследия Маркса, сделав основной упор на его материалистической философии. Будущий вождь пролетариата справедливо полагал, что практика революционного движения должна иметь прочную философскую основу.

Ленин всецело проникся идеями Маркса о том, что вся история философских воззрений состояла в непримиримой борьбе между идеализмом и материализмом. Лидер российских марксистов всесторонне и глубоко проработал материалистическую теорию познания, принявшую форму ленинской теории отражения. Пропаганду марксистских идей Ленин вел в непрерывной борьбе с идеалистами и теми из своих соратников, кто пытался исказить принципы исторического и диалектического материализма. Ленин является автором целого ряда философских работ, из которых главной считается книга «Материализм и эмпириокритицизм».

Философские взгляды А.В. Луначарского



Свой вклад в развитие марксистской философии внес и видный деятель социал-демократического движения дореволюционной России Анатолий Васильевич Луначарский. Нужно, правда, отметить, что в своих взглядах он не всегда был последователен, за что подвергался справедливой и беспощадной критике со стороны Ленина. После поражения первой русской революции Луначарский даже скатывался на позиции махизма, эклектического философского течения, противопоставлявшего себя материалистическому мировоззрению. Одно время он также пытался соединить марксизм с религией.

Впоследствии Луначарский пересмотрел свои философские взгляды, повернувшись в сторону классического марксизма. Его перу принадлежит ряд работ, в которых освещались вопросы философского осмысления религии, эстетики и пролетарской культуры. С началом советского этапа в русской философии А.В. Луначарский отошел от теоретических исследований и стал заниматься вопросами, связанными с просвещением и культурой.