Совет 1: Как научить ребенка говорить

Детский лепет всегда вызывает умиление у взрослых. А стоит малышу произнести первые осознанные «мама», «папа» и остальные слова, фразы и предложения – счастью и гордости родителей нет предела. Но чтобы ребенок заговорил в положенный срок, нужно приложить немало усилий.

С пеленок


Начинать учить малыша разговаривать лучше с самого рождения. Он должен постоянно слышать ваш голос. Повторяйте имя крохи, показывайте, где мама, где папа, называйте предметы, окружающие вас, комментируйте свои действия. Важно общаться с ребенком и отвечать на его гуленье. Играйте в своеобразную игру, карапуз своими «агу» делится с вами пережитыми за день впечатлениями, а вы делайте вид, что понимаете, о чем он рассказывает, и переспрашивайте: «Правда? Да что ты говоришь? А что потом было?»

Кривляйтесь


Ближе к годовалому возрасту, как правило, в словарном запасе ребенка уже есть несколько несложных слов. Обычно это «мама», «папа» «баба», «кака», «ляля», «але». Сейчас малыш активно старается подражать взрослым. Любое действие он будет повторять за близкими, и это также можно использовать. Кривляйтесь: показывайте язык, перекатывайте им по щекам, изображайте индейцев, цокот копыт, складывайте губы трубочкой. В общем задействуйте в этой игре и язык, и губы, и зубы. Важно, чтобы ребенок видел, как вы это делаете, и повторял за вами. Так будет развиваться артикуляционный аппарат у вашего крохи, и ему в будущем будет гораздо проще научиться произносить слова правильно.

Учите стихи и песни


Выучите несколько небольших детских стишков и песенок. Регулярно читайте и пойте их вместе с малышом. Дайте возможность ребенку проговаривать хотя бы некоторые слова в уже знакомых стихах самому. Например, вы начинаете: «Гуси-гуси…» Ребенок вам отвечает: «Га-га-га». Вы: «Есть хотите?» Ребенок: «Да-да-да». И так далее.

Игра в вопрос-ответ


Постепенно изучайте с ребенком разные предметы и их функции. Начать можно с игрушек крохи. Например, машинка. Возьмите ее в руки, покажите малышу и спросите: что это? Машинка. Машинка какая? Красная. А еще какая? Маленькая. Машинка что делает? Едет. И дальше в том же духе. Сначала отвечайте за малыша сами, а потом дайте возможность ему самому называть предметы. С первого раза малыш вряд ли начнет повторять за вами слова. Поэтому запаситесь терпением. Проговаривать одно и то же придется ни один десяток раз. Освоив машинку, смело беритесь за следующий предмет – мяч, кукла, медведь. При этом лучше использовать полную форму слов. Не стоит сокращать собаку до «ав-ав», а машину до «би-би». Учите детей сразу произносить слова правильно.

Когда ребенок начнет сам называть предметы, усложните задачу. Просите теперь не просто говорить слова, а принести или дать вам тот или иной предмет. Больше читайте со своим чадом детские книжки. Пусть в них будет много красочных картинок. Рассматривайте их, спрашивайте малыша, кто изображен на рисунке.

Развитие мелкой моторики


Помимо всего прочего, развитие мелкой моторики также влияет на речевые навыки. Поэтому тренируйте пальчики крохи, делайте массаж. Дайте ребенку поиграть на кухне с рисом, гречкой, пшеном, горохом, фасолью. Нанизывайте вместе бусины на нитку, лепите фигурки из пластилина, полимерной глины или соленого теста. Играйте в развивающие игры-потешки, такие как «ладушки», «сорока-ворона», «гуси-гуси» и им подобные.

А еще ребенку нужно живое общение со сверстниками. Дайте возможность вашему сыну или дочке поиграть с другими карапузами на детской площадке, в песочнице во дворе или на каруселях в парке. Чаще собирайтесь с подругами, у которых есть дети примерно вашего возраста. Кстати, это пойдет на пользу не только малышам, но и молодой маме.

Совет 2: Как научить ребенка читать в 6 лет

Сознательные родители занимаются развитием детей весьма активно, некоторые пытаются учить малышей чтению чуть ли не с младенческих пеленок. Если ребенок не проявляет сильного интереса к чтению, не стоит мучить кроху и лучше отложить занятия до 5 – 6 лет. А вот за год перед школой стоит уже серьезно подойти к знакомству с Букварем.
Вам понадобится
  • Карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы, буквенные апликации, говорящая Азбука, книги, обучающие чтению
Инструкция
1
Для начала запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что все может пойти не так гладко как вам бы хотелось. Не стоит перегружать ребенка и ожидать от него быстрого результата, занятия нужно проводить в форме игры, продолжительностью по 15-20 минут. Сейчас огромное количество различных методик обучения чтению, выбирайте на свое усмотрение, главное, чтобы она подошла вашему ребенку.
2
Закупите или сделайте самостоятельно учебный материал. Вам понадобятся карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы и собственно сама книга, по которой вы будете обучать ребенка. Полезная покупка – говорящая азбука, ребенок будет самостоятельно нажимать на картинки с буквами, и запоминать их название. Хороший вариант – буквенные аппликации, развивается мелкая моторика и попутно малыш запоминает букву.
3
Для ребенка 6 лет уже не годится методика чтения слов целиком, лучше использовать послоговый вариант обучения. Сначала он научится составлять слоги, зрительно их запомнит, а позже из получившихся слогов уже будет составлять слова. Используйте в работе карточки с буквами. На белом толстом картоне напишите цветным маркером буквы. Показывайте ребенку их каждый день, на изучение каждой буквы отведите 3-4 дня. Не спешите и обязательно закрепляйте результат через повторение ранее пройденного материала. Как вариант – распечатайте раскраску с буквами, пусть малыш проговорит вслух название буквы (точнее – звука), а затем раскрасит ее.
4
Для быстрого понимания процесса, учите звуки, а не буквы. В этом случае ребенку будет гораздо проще их преобразовывать в слоги. Звуки нужно громко повторять, можно пропеть для лучшего запоминания. Выучите сначала гласные буквы А, О, И, У, Е, а только потом переходите к звонким согласным и в конце – к шипящим. Составляйте из них простые слоги, пусть малыш попробует их прочесть. Напоследок оставьте сложные буквы и знаки: Ы, Ь, Ъ, Э.
5
Как только ребенок научится читать по слогам, удостоверьтесь, что он понимает прочитанное. Например, два слога «ли» и «са» превращается в слово «лиса». Однако ошибочно сразу требовать осмысленности не просто слова, но и всего предложения в целом. Поймите, что пока ребенок нарабатывает технику, он не способен понять все предложение. Только через некоторое время он сможет осознавать прочитанное.
6
Уделите внимание разным шрифтам. Если вы занимаетесь по какой-то одной книге, то малыш может привыкнуть именно к такому шрифту, а другой уже будет понимать с трудом или совсем не сможет прочесть. Составляйте слоги и слова из разных магнитиков на холодильнике, сделайте карточки с буквами и слогами, набранными разным шрифтом. Покажите ему, как пишутся прописные буквы, но заставлять их писать совсем не обязательно.
7
Обязательно хвалите малыша даже за небольшие успехи. Поддерживайте его, подбадривайте, даже если достижения совсем небольшие, и вы увидите результат своих трудов. Выдержка и терпение – залог успеха, а если будете раздражаться и ругать ребенка, у него пропадет всякое желание научиться читать. Достигнуть положительного результата намного быстрее можно лишь в эмоционально-привлекательных занятиях и доброжелательной атмосфере.
8
Не стоит расслабляться даже после того, как ребенок успешно освоил навыки чтения, их необходимо регулярно поддерживать. Подберите для него интересную детскую литературу, соответствующую возрасту и регулярно просите ребенка немного вам прочитать. Обсуждайте прочитанное, пытайтесь заинтересовать ребенка историей, чтобы у него появилось желание читать книгу и дальше.
9
Оценить результаты ваших занятий поможет простая методика подсчета прочтенных слов в минуту – техника чтения. Дайте малышу новый несложный текст и засеките ровно одну минуту. Норматив первоклассника по окончанию первого полугодия – 25 слов, а для шестилетки хорошим результатом является 15-20 слов в минуту.
Главное – терпение, доброжелательность и желание заниматься с ребенком. Пройдет немного времени и с вашей помощью малыш откроет для себя увлекательный мир книг.
Обратите внимание
Существуют наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители, когда пытаются научить ребенка читать.
1. Учат ребенка буквам, а не звукам. Например, нужно говорить звук «к», а не буква «кэ», иначе малышу будет трудно перестроиться, и он начнет неправильно читать: «кэотэ» вместо «кот».
2. Родители нервничают и ругают ребенка за промахи. Обучение должно быть увлекательным и приносить радость. В противном случае у ребенка сформируется негативное впечатление, и желание учиться чтению совсем пропадет.
3. Если ребенок не проявляет интерес к раннему чтению, не стоит его принуждать и пытаться насильно освоить Азбуку. Современные психологи выяснили, что созревание необходимых для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% только к 6-7-ми годам.
4. Занятия должны быть систематическими, но не обременительными для ребенка. Некоторые родители хотят побыстрее увидеть результаты, поэтому мучают малыша часовыми уроками, это в корне неправильно. Начните обучение с 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность занятий до 30-40 минут. Таким образом, у ребенка не будет стресса, и он будет подготовлен к школе.
Совет полезен?
Еще одна небольшая хитрость-подспорье родителям – специальные детские обучающие мультфильмы и передачи. Пусть ребенок их смотрит и вместе с персонажами учится чтению. Только не сваливайте всю работу на сказочных героев, это просто дополнительный бонус, а не панацея. Одной серии подобного мультфильма в день будет достаточно.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написалa
Хорошая идея с плакатом! Особенно интерактивный - дети просто обожают нажимать на кнопки! Такие плакаты кажется могут научить всему :)

Еще рекомендую хорошее новое пособие: Сырых Юлия, Учимся читать с любовью. Для детей от 5 лет, как написано на обложке.
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500