Совет 1: Какие виды проб золота существуют

Любой покупатель, приобретающий золотое изделие, хочет удостовериться в его качестве. Проба - своеобразный гарант, который его подтверждает. На протяжении веков каждое государство старалось выработать свою пробирную систему, и только сравнительно недавно удалось стандартизировать способы определения количества золота.
На современном языке проба означает количество, процентное соотношение золота в конкретном изделии из драгоценного металла (это золото, серебро, платина). В мире в разное время применялись различные способы маркировки количества драгоценного металла в сплавах, однако, наиболее известными стали 3 вида системы проб.

Золотниковая (Русская)

В России и Советском Союзе вплоть до 1927-го года применялась русская, она же золотниковая проба. Суть системы в том, что количество чистого золота, серебра в фунте сплава определялось золотниками, точнее, их количеством. Стоит напомнить, что золотник – старинная русская единица массы, эквивалентная 1/96 фунта или примерно 4, 266 г. Т.е. 1 фунт чистого золота, серебра равен 96 золотникам. Отсюда следует, что чистый металл - 96-я проба. Если проба была, к примеру, 72-й, то в фунте изделия содержится 72 полновесных золотника чистого металла, а 24 золотника – добавки (лигатура). Сегодня золотниковая система проб не используется, но ювелирные изделия с подобной маркировкой встретить можно.

Каратная

Британская каратная система применяется, помимо самой Англии, в Швейцарии, США, некоторых других государствах. В соответствии с каратным видом проб, 1 карат соответствует 1/24 части веса сплава. Т.е. самым чистым будет золото марки 24К (двадцатичетырехкаратное). Если на изделии из золотого сплава стоит обозначение 18К, то это означает, что в нем 18 частей чистого драгоценного металла, 6 частей – лигатура. Ювелиры, практикующие каратную систему, пользуются сплавами 18К, 14К, 10К и 9К.

Метрическая

Наиболее точной считается метрическая система, она и используется в большинстве государств мира. Согласно метрической системе, наиболее чистым (идеальным) считается золото 1000-й пробы. Однако в таком виде золото используется разве что в химии и для изготовления слитков (золотой запас страны) - чистый металл мягкий, ломкий, для изготовления ювелирных украшений он не годится. Поэтому на практике клеймение осуществляется трехзначными числами. Т.к. идеально точного содержания чистого металла в изделии добиться сложно, то применяется ремедиум (отклонение от нормы). Если украшение изготовлено из сплава, в состав которого, помимо золота входит серебро, медь или оба этих металла, то ремедиум будет равен трем единицам. Например, если у вас в руках изделие 583-й пробы, то это значит, что процентное содержание золота будет равно 580-586 единицам (или 58-58,6%). Если в сплаве содержится никель, то допускается ремедиум в 5 единиц.

Совет 2: Что значит проба золота

Драгоценные металлы никогда не выйдут из моды. Когда-то из золота делали не только ювелирные украшения, но и деньги, и даже зеркала. Сегодня золото используется также в космической промышленности и медицине. Немногие знают, что значит проба золота и для чего она вообще нужна.
Инструкция
1
Метрической пробой называют процентное соотношение золота и сплавов. Например, проба золота 583 означает, что в одном килограмме сплава присутствует 583 г драгоценного металла. Если ювелирное изделие весит 10 г, то золота в нем 5,83 г. Именно за драгоценный металл платят деньги в ломбарде и антикварной лавке, не учитывая вес сплава.
2
Нетрудно догадаться, что значит проба золота 375 (37,5% драгоценного металла), 500 (50/50), 750 (75%) и т.д. Золото высшей 999,9 пробы не используется для изготовления ювелирных изделий. Подобный металл применяется в ракетостроении, при создании ядерных реакторов и сверхзвуковых самолетов. Золотом запаиваются швы и узлы, что делает их герметичными. Можно догадаться, что использование золота – одна из причин дороговизны такого производства.
3
Невозможно однозначно сказать, какая проба золота лучшая. Состав сплава зависит от вида работы. Например, 750-я проба применяется для изделий с тонкой резьбой и оправ для хрупких драгоценных камней. А вот 958-й сплав вообще не пользуется спросом в силу своей низкой прочности. Иногда его применяют для выплавки однородных гладких изделий, например классических обручальных колец.
4
Наиболее популярной является проба золота 583. Почему же удобнее делать кольца, серьги и цепочки не из чистого металла, а из сплава? Помимо того что это довольно дорого, так еще невыгодно по той причине, что золото слишком мягкий металл и без укрепления сплавом будет быстро изнашиваться.
5
Цвет золота обусловлен тем или иным металлом, который добавлен в сплав. Для получения червонного золота в драгоценный металл добавляют медь. С помощью никеля и палладия получают белое золото. А зеленоватый оттенок металла объясняется наличием в сплаве серебра.
6
Помимо привычной метрической пробы, существует также каратная, золотниковая и лотовая. Популярная 583-я проба соответствует 14-й каратной и 56-й золотниковой. Чистый металл (999,9 проба) маркируется 24-я каратами, 96-ю золотниками и 16-ю лотами. Эти системы используют в Европе и Америке.
7
В Российской Федерации все ювелирные изделия, производимые легально, имеют совмещенную или раздельную пробу. В первом случае на изделии в одном месте ставится женская голова в кокошнике с цифровым знаком, слева от которой оттискивается начальная буква территориальной госинспекции, где было поставлено клеймо. При раздельном способе клеймения изображение женщины находится в одной части изделия, а номер пробы – в другой.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500