Музыкальные штрихи


Именно оттенки речи или мелодии делают их такими уникальными. Исполнение мелодии, в котором нет артикуляции, разных оттенков, звучит механически и пусто. Такая музыка не зацепит зрителя, поскольку будет звучать однообразной монотонной речью.


Артикуляцией в музыке называют различные способы «пропевания» мелодии. В основном это касается связанности или расчлененности нот. Артикуляция особо указывается в нотной записи, указывая исполнителю, как именно надо играть указанный отрывок мелодии.



Три основных типа музыкальной артикуляции или штриха — нонлегато, легато и стаккато. Они присутствуют в любых музыкальных произведениях.


Слово «легато» переводится с итальянского, как «связанный». Из этого названия следует, что ноты надо играть так, чтобы звуки плавно сменяли друг друга без толчков и перерывов. Звук должен распределяться равномерно от тона к тону. Существует огромное количество упражнений, направленный на правильную разработку кисти руки и пальцев для правильного исполнения этого приема. В нотном письме штрих легато обозначают дугой или лигой.


Эти итальянские слова...


«Нонлегато» или «раздельно» чаще всего применяется в пьесах, исполняемых в подвижном темпе. Этот штрих никак не обозначается в нотах. В начале обучения большинство учеников играет именно раздельно. При игре нонлегато звуки из инструмента извлекаются ровно без отрывистого или плавного звучания.


«Стаккато» с итальянского переводится как «отрывисто». При этом исполнении мелодия звучит резко, с заметными паузами между нотами, при этом темп игры не замедляется. Стаккато делает музыкальный отрывок легким, тонким, грациозным. Это довольно сложный для освоения прием, у многих пианистов, например, с непривычки болят кончики пальцев, поскольку по клавишам приходится бить остро и коротко. В чем-то штрих стаккато напоминает быструю печать на клавиатуре, только вместо характерного треска звучат ноты. Этот штрих является антиподом штриха легато. В нотной записи он обозначается точкой над или под нотой, в зависимости от того, куда она ориентирована.


Эти основные штрихи породили массу дополнительных. Но по сути, именно легато, стаккато и нонлегато определяют звучание пьесы. Все остальное — нюансы. В начале обучения музыканты учатся делать разницу между этими приемами звукоизвлечения максимально заметной. На этой разнице построено огромное количество музыкальных пьес.