Инструкция
1
Под каждым звуком мелодии напишите римскую или арабскую (как удобно) цифру, обозначающую номер ступени в тональности. Если в мелодии встречаются модуляции и отклонения в другие тональности, отметьте их и после изменения ведите счет уже от новой тоники.
2
Каждый звук входит в один или два аккорда конкретной тональности. Это могут быть основные аккорды (тонический, субдоминантовый или доминантовый) или аккорды побочных ступеней (медианы, от второй, третьей, шестой и седьмой ступеней). Вы можете использовать практически любой из этих аккордов, но соблюдайте общие правила классической гармонии.К примеру, доминантовый аккорд лучше использовать в конце формы, перед заключительным тоническим. В редких случаях он может использоваться в затакте, в начале формы. Вслед за ним обычно ставится тонический аккорд.
3
Плохо понятна (практически не воспринимается обычным слушателем) смена гармонии чаще двух раз за такт. При этом в четырехдольном размере распространены два вида гармонии: на счеты «раз, два» - один аккорд, на «три, четыре» - второй. Иногда весь такт держится один аккорд.Это правило не обязательно к исполнению. Наоборот, если вы время от времени будете нарушать ритм гармонии (первый аккорд на три доли, второй на две, третий на одну), в мелодии появится некоторая живость.
4
Отличайте звуки, на которые необходима смена аккорда, от проходящих. Последние могут без ущерба для мелодии прозвучать на фоне основного аккорда, даже если составляют диссонанс с одним из звуков аккорда.
5
Начинайте упражняться в гармонизации с простых, давно знакомых мелодий: «Чижик-пыжик», «Елочка», другие любимые детские мелодии. Кстати, пример гармонизации первой песни:Раз, два – тоника (в до-мажоре – до-мажор).
Три, четыре – доминанта (соль-мажор).
Раз, два – доминанта.
Три, четыре – тоника.
6
Аккорды можно играть «столбами» (левой рукой одновременно три или четыре звука), арпеджио или другим способом, принципиального значения это не имеет. Важно одновременно правой рукой сыграть мелодию без заминок.