Совет 1: Пасхальная неделя: что можно и нельзя делать, обряды и традиции

Период от Светлого Христова Воскресения до Красной горки называется в православии Пасхальной неделей (Светлой Седмицей). Для этих дней характерны массовые народные гуляния, а также свои приметы и традиции.

Всю Пасхальную неделю в православных храмах проводятся особые литургии. Все это время дьяконские двери и врата алтаря остаются открытыми. Это является символом того, что воскресший Иисус открыл двери Царства Небесного (рая) для верующих.

Помимо этого, практически беспрерывно в эти дни звонят колокола. Все потому, что по давней традиции каждый желающий – от малыша до старца – сможет получить возможность подняться на колокольню и собственными руками огласить местность колокольными перезвонами, поделившись подобным образом с другими верующими пасхальной радостью.

Что можно и нельзя делать на Пасхальной неделе

Вся Светлая Седмица, по православным обычаям, должна быть посвящена развлечениям. В эти дни принято ходить друг к другу в гости и угощаться скоромной едой. В отличие от Масленичной недели, на Пасхальной не поощряется необузданное веселье. Никаких излишеств в еде и, тем более, кулачных боев быть не должно.

На Пасхальной неделе нужно обязательно сходить на кладбище и помянуть усопших. Для этого мероприятия существует целых два дня – понедельник и четверг. Бытует мнение, что именно в эти дни Светлой недели души умерших людей на время возвращаются с небес на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться воскрешению Христа.

Между тем, православная церковь не одобряет воспоминания об умерших на Светлой Седмице, именно поэтому в храмах в эти дни не проводятся поминовения. Церковь мотивирует свое решением тем, что Пасха – это праздник жизни и упоминания о смерти будут лишними.

Обряды и поверья Пасхальной недели

Пасхальную неделю завершит еще один праздник, который в народе именуют Красной горкой. Испокон веков он был самым популярным днем для заключения брака. Во многих российских городах во время Светлой Седмицы устраиваются смотры молодоженов. В это время проводятся обряды, связанные с заключением брачного союза.

Так, считается, что девушка сможет приблизить замужество, если успеет первой попасть на колокольню и ударить в колокол.

Согласно народному поверью, если ребенок появится на свет на Пасхальной неделе, он будет иметь крепкое здоровье. Девушка сможет сохранить свою красоту, если умоется водой, в которой находилось крашеное пасхальное яйцо. Также считается, что на протяжении недели необходимо хоть раз подать милостыню неимущим, чтобы весь год в семье водились деньги.

Совет 2: Что делать на кладбище

Кладбище - это место упокоения усопших. Даже в языческие времена к усыпальницам относились с почтением. На кладбище следует вести себя благоговейно. Неприемлемы праздные разговоры, шутки, смех, веселье, музыка. Сюда приходят для поминовения погребенных родных и близких, прочитать молитвы, подумать о собственном смертном часе, привести в порядок могилу, посадить цветы.

В дни, когда не совершается гласная заупокойная молитва, кладбища посещать не следует. Это все воскресенья, дни двунадесятых праздников, на Святки (с 7 по 20 января), на Пасху, полностью на Светлую седмицу и в некоторые дни Страстной седмицы. Непочтением христианских церковных праздников будет уборка могилы, установка и покраска оградки в праздники и воскресные дни. Посещения кладбищ начинайте с Радоницы (всеобщий день поминовения) – это понедельник или вторник 8-й или 9-й день за Пасхой.

Придя на кладбище, зажгите церковную свечку, совершите литию (прочитайте специальную молитву или пригласите для этого священника). Можно также прочитать акафист об упокоении. Краткие и полные молитвы на все случаи жизни есть в молитвослове, который продается в любой церковной лавке.

Только после этого можно прибрать могилу и молча постоять, вспоминая покойного. Непристойные проявления скорби на кладбище недопустимы. Стенания, рыдания, крики, разрывание на себе одежды было свойственно языческим обрядам, когда нормой считалось даже приглашение наемным плакальщиц. Однако церковь не запрещает умеренного проявления скорби. Вообще, во все времена православными людьми кладбище не ассоциировалось с мрачным местом. Это было и есть место, куда следует приходить для молитвы об усопших родственниках. Это место, которое наводит на полезные размышления, способствует принятию душеспасительных решений.

Существует очень благочестивый обычай высаживать на могиле цветы, хвойные и плодовые деревья. Искусственные венки лучше избегать, поскольку все искусственное ассоциируется с ложью, подменой и иллюстративностью. К тому же они быстро обретают неприглядный вид. Также не следует оставлять иконки на могиле, лучше приносить и забирать их с собой.

Могилы на кладбище нельзя осквернять: разорять, распахивать, срывать с них цветы, забирать венки и оставленные на могиле лампады, а уж тем более превращать могилы в свалки.

Устраивать поминальные трапезы у могилы также не следует, это - пережитки языческих пиршеств. Допускается поминовение усопшего кутьей. Особенно оскорбляет память покойного литье водки на могильный холм и оставление на могиле рюмки с водкой и хлеба якобы «для усопшего». Также недопустимо оставлять и священные продукты (пасхальные яйца, кулич). Лучше раздайте еду нуждающимся, нищим и просящим.

Как нужно вести себя на кладбище
Связанная статья
Как нужно вести себя на кладбище

Совет 3: Почему нельзя фотографироваться на кладбище

В связи с частым появлением в интернете фотографий на кладбище возникают вопросы, насколько это безопасно. Существуют различные причины, по которым не рекомендуется проводить съемку людей на кладбище: приметы, этические нормы и даже вероятность столкнуться с паранормальным.
Инструкция
1
В первую очередь фотографирование на кладбище может оскорблять память похороненных здесь людей и их близких. Публикация подобных фотографий в интернете и других изданиях допускается лишь с разрешения родственников умерших за некоторым исключением (могила неизвестного человека, общенародный памятник, братская могила и т.д.). Поэтому если вы сделаете фотографию себя на фоне чьей-то могилы без разрешения, можете натолкнуться на резкий негатив со стороны родственников.
2
Съемка на кладбище также является неэтичной по различным соображениям. Считается, что в данном месте усопшие люди находят свой последний покой, и их нельзя тревожить. Помимо фотографирования, на кладбище не рекомендуется бегать, громко разговаривать и смеяться, дотрагиваться до памятников и т.д., поэтому, фотографируя себя в этом месте, вы нарушаете общественный порядок.
3
В народе считается, что даже после смерти людей их души находятся в активном взаимодействии с ныне живущими. Фотографирование могил может разгневать тех, кто в них похоронен, и они в свою очередь будут мешать жизни потревоживших их людей, вызывая болезни, упадок сил, неудачи и даже смерть. Существует также поверье, что запечатленная на фотографии душа умершего переместится затем в дом того, кто ее сделал, и это станет причиной различных паранормальных явлений. Тем не менее доказательств этому нет.
4
Некоторые ученые и экстрасенсы считают, что после смерти человека происходит сильный выброс негативной энергии в окружающее пространство, который сохраняется на протяжении 40 дней или более. Находиться рядом с умершим при этом не рекомендуется особенно впечатлительным людям. Именно по этой причине становится плохо некоторым присутствующим на похоронах. При этом установленное недавно надгробье также может быть источником негативной энергии, которая «пропитает» собой фотографии. Если вы запечатлели себя на кладбище, не исключено, что именно вас впоследствии будут преследовать болезни и другие неприятности в жизни.
Народные приметы: где и как нельзя фотографироваться
Связанная статья

Совет 4: Почему православным людям нельзя ходить в праздник Святой Троицы на кладбище

Для православных людей существуют определенные поминальные родительские дни, в которые принято ходить на кладбище к своим родственникам и знакомым. В христианской традиции их по-иному называют вселенскими родительскими субботами. Но иногда люди путают их с великими церковными праздниками.

В русском народе принято уважительное отношение к умершим и их могилам. Религиозным долгом любви к умершему для каждого живого человека является не только проводы в последний путь, но и поддержание захоронений в подобающем состоянии. На кладбище принято ходить в определенные родительские дни. Однако существует традиция посещения могил в день Святой Троицы.

Православному человеку нельзя в день Святой Троицы быть на кладбище. Это постановление Церкви основано на том, что в праздник Пятидесятницы (день Святой Троицы) все верующие должны быть в храме и учавствовать в торжестве богослужения. В день Святой Троицы вспоминается схождение Святого Духа на апостолов. Это событие иначе именуют днем рождения Церкви. Это время для живых, поэтому нет места скорби и печали. Именно на Троицу православный человек обращается к Богу с молитвами в храме, спрашивает божественной благодати для укрепления своих душевных и телесных сил.

Некоторые путают Троицкую родительскую субботу и день Святой Троицы. Это совершенно разные дни. В христианской традиции поход на кладбище должен осуществляться именно в поминальную субботу перед Пятидесятницей. Это самое время для поминовения усопших и уборке на их могилках.

Каждый, считающий себя христианином, должен знать, что на Троицу ходить на кладбище нельзя. Посетить своих умерших родных и близких нужно обязательно накануне - в Троицкую родительскую субботу.

Совет 5: Почему нельзя ходить на Пасху на кладбище православным

Праздник светлого Христова Воскресения, иначе именующийся Пасхой Господней, самый светлый и радостный день для православного христианина. Неслучайно это великое торжество занимает главенствующее место в церковном календаре. В событии воскресения Христа сосредоточена вера человека на вечную жизнь.

Православные христиане особо торжествуют и радуются в день Пасхи Господней. Православные верующие посещают ночное богослужение, а затем идут по домам с радостным приветствием: "Христос Воскресе". Кроме этого, в среде народа бытует мнение, что на Пасху необходимо обязательно посетить кладбища и навестить почивших близких. Православная Церковь не благословляет человека посещать места захоронений усопших именно в день Пасхи.

Несмотря на то что поминовение усопших и забота о местах захоронений почивших является важной обязанностью христианина, день Пасхи никак не может считаться временем, когда нужно посещать кладбища. Пасха - это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении человека, торжество жизни над смертью. Дни святой Пасхи не являются временем поминовения почивших, равно и во всю пасхальную неделю отсутствуют такие молитвословия. Поэтому с точки зрения Церкви посещение кладбищ на Пасху не соответствует смыслу празднуемого события.

Однако Церковь не оставляет усопших без молитв в эти святые дни. Так, для поминовения усопших в пасхальный период есть день Радоница, отмечающаяся во вторник второй седмицы после воскресения Христа (девятый день по Пасхе). Именно на Радоницу и благословляются посещения мест захоронений и совершение там молитвы и уборки территории.

Истоками такого народного заблуждения о необходимости ходить в Пасху на кладбища является советский период власти в нашем государстве. Когда многие храмы были закрыты, а верующим людям запрещалось посещать богослужения, местом, где можно было спокойно помолиться, являлось кладбище. Именно поэтому на Пасху в этот святой день бабушки и дедушки отправлялись туда, чтобы не остаться без молитвы на этот великий праздник.

В настоящее время эта практика уже неактуальна, ведь никто не запрещает православным людям приходить в храмы. Поэтому сейчас стоит уделять внимание исконным русским традициям, отображенным в уставе православной Церкви.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500