Совет 1: Что такое экслибрис

С появлением печатных книг сразу встал вопрос об их сохранности в личных коллекциях и библиотеках. И дальнейшим логическим шагом стало изобретение экслибриса – специального знака, который наклеивается или отпечатывается владельцем на внутренней стороне книжного переплета.
Экслибрис возник в Германии в 16 веке, практически сразу после изобретения книгопечатания. В России же эти «книжные знаки» появились только при Петре 1. Однако в прошлом веке были обнаружены редкие рукописи Соловецкого монастыря, датированные концом 15-го столетия. На них были изображены рисованные экслибрисы.

Такие разные экслибрисы

Экслибрис может как наклеиваться на внутреннюю сторону переплета книги, так и быть отпечатан при помощи специальной печати – они во множестве изготавливались по индивидуальным заказам. Были даже такие разновидности именных книжных меток, как суперэкслибрис, где оттиск делался на корешке книги.

Экслибрис часто содержал имя владельца и нередко дополнялся его родом занятий и интересами. Если можно провести такую аналогию, то экслибрис был предшественником электронной метки, какую ставят в виртуальной библиотеке, или водяного знака.

Экслибрисы могли быть простые и незатейливые или же очень изысканные и сложные по составу. Иногда они представляли собой лишь ярлык с именем владельца, его подпись, нехитрый значок, придуманный хозяином издания. В ряде случаев он дополнялся личным девизом или маркировался эмблемой.

Были и художественные искусные произведения экслибриса. Они создавались с применением высоких (для того времени) технологий и представляли собой небольшие печати-гравюры на меди или дереве. В их изготовлении применялся литографский или цинкографический способ. Среди авторов сложных экслибрисов стоит упомянуть Альбрехта Дюрера и Фаворского.

Типы экслибрисов

Специалисты разделяют все экслибрисы на:

- гербовые – они изображают именной герб владельца, в России особый спрос на такие вещи существовал в начале двадцатого века среди дворянства, которое не успело или не захотело эмигрировать;
- вензелевые – более простые, но в особом орнаменте, на них указывались инициалы владельца;
- сюжетные – здесь преимущественно использовались пейзажные композиции, эмблемы, архитектура (были особенно популярны в двадцатом веке).

В настоящее время, когда многие собирают не бумажные, а электронные библиотеки, роль экслибриса падает. Хотя, поскольку настоящие книги используются все реже, не исключено, что художественная метка может снова войти в моду, как своеобразная дань прошлому.

Стоит заметить, что уже есть два музея экслибриса, один из которых - в Москве. И существуют многотысячные собрания этих книжных графических миниатюр.

Совет 2: Как складывать печати

Печати и штампы применяют не только для подтверждения документов предприятий. Экслибрис, например, применяют владельцы личных библиотек для обозначения принадлежности книги. Все большей популярностью пользуются художественные печати для декора, скрапбукинга, арт-работ, а людям, часто визирующим документы, пригодится факсимиле - отпечаток личной подписи человека.
Инструкция
1
Храните печати правильно: оттиском вниз на ровной поверхности. Главную печать фирмы или учреждения храните отдельно от других, желательно - в сейфе, печати для оформления рядовых документов можно хранить и просто в столе у сотрудников.
2
После использования регулярно очищайте печать от чернил. Обратите внимание, основа печати не должна контактировать с водой.
Чтобы очистить штамп, используйте воду с мылом или профессиональное средство для очистки штампов. Применять другие чистящие средства, особенно для печатей из пористой резины не рекомендуется. Чтобы штамп долго работал и оттиск оставался максимально четким, регулярно очищайте узкой щеткой с длинным ворсом промежутки между деталями клише, которые с течением времени забиваются бумажной пылью.
3
Если материал резины достаточно пористый, то такие штампы храните особенно аккуратно, потому что материал штампа легко может быть поврежден. Такие штампы могут окрашиваться, но на качество печати это не влияет. Важный момент в уходе за печатями после использования: при хранении печать обязательно должна быть сухой, иначе воздействие воды и краски для печатей очень быстро выведет ее из строя.
4
Чтобы продлить срок действия печатей, храните их в закрывающейся емкости, чтобы краска не высыхала. Если рельеф у печати неглубокий, то применять чернила необходимо очень осторожно. Никогда нельзя макать штамп прямо в подушечку с чернилами - оттиск будет получаться грязным, потому что чернила заполнят как детали клише, так и подлежащий резиновый слой.
5
Резиновый оттиск достаточно чувствителен к воздействию высоких температур, поэтому воздержитесь от хранения печатей вблизи отопительных приборов.
Видео по теме
Обратите внимание
Все штампы состоят из трех неизменных частей: резиновое или пластиковые клише с различной глубиной рельефа, буферный слой печати, необходимый для того, чтобы нагрузка на штамп распределялась одинаково и оттиск печати был равномерным, и основа, часто изготовленная из древесины. На ней обычно имеется изображение оттиска. Важно сохранить все элементы печати, но особое внимание все же уделяйте клише.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500