Совет 1: Что такое "воздушные ямы"

Когда водитель двигается на автомобиле по неровной дороге в условиях хорошей видимости, он в состоянии быстро оценить возникающие на пути ямы, сбавить скорость и предотвратить неприятные последствия от наезда на такое естественное препятствие. В воздухе все обстоит несколько иначе. Когда лайнер попадает в так называемую воздушную яму, пассажиры испытывают своеобразные ощущения.

«Воздушные ямы»: причин для паники нет

При перемещении больших по размеру воздушных масс происходят самые разные явления. Очень часто холодные массы смещаются вниз, а нагретые поднимаются выше. Иными словами, нисходящие потоки сменяются восходящими. У пассажира, находящегося в этот момент на борту самолета, возникает ощущение, будто крылатая машина устремляется вниз, как бы падая в огромную яму, а потом выныривает из воздушной пучины.

Оказавшись в потоке нисходящего воздуха, лайнер слегка теряет скорость подъема, при этом скорость движения по горизонтали остается прежней. Самолет по-прежнему устремляется вперед, одновременно чуть снижаясь. После этого обычно следует восходящий поток, увеличивая вертикальную скорость. Создается впечатление, будто лайнер резко взлетает вверх.
В такие моменты у человека нередко возникают весьма неприятные ощущения в области живота; к горлу подступает тошнота, а у тех, кто летает не слишком часто, появляется неконтролируемый страх.

На самом деле причин для паники нет. Нужно лишь помнить, что в момент прохождения самолета через «воздушную яму» он не падает, а всего лишь немного снижается. Такое явление очень распространено во время полетов, управлять им практически невозможно. Ни класс самолета, ни опыт экипажа не могут предотвратить попадание лайнера в такую «яму». По своей силе давление, которое испытывает самолет в такой ситуации, сравнимо с теми нагрузками, что возникают при движении на автотранспорте по неровной дороге.

Причина тряски в воздухе – турбулентность

При прохождении самолета через «воздушную яму» имеет место физическое явление, называемое турбулентностью. Она возникает, когда при изменении скорости течения масс воздуха самопроизвольно образуются вихревые воздушные волны. Иначе говоря, воздух подвергается колебаниям, а самолет, оказавшийся в зоне турбулентности, начинает трясти.
Искушенные авиапассажиры иногда называют этот процесс «болтанкой». Когда человек ощущает тряску, нервы его начинают пошаливать в ожидании неприятностей.

Сберечь нервы помогает знание того, что такое поведение самолета в турбулентном потоке воздуха – распространенное явление. Прочность корпуса воздушного судна и устройство системы управления самолетом таковы, что опасаться за свою безопасность при прохождении через места смены воздушных потоков пассажирам совершенно не стоит. А своевременно и надежно пристегнутый ремень поможет избежать мелких неприятностей во время тряски.

Совет 2: Что такое зона турбулентности

Турбулентность – одно из самых страшных слов для людей, страдающих от фобии полетов. На самом деле это явление безопасно, так как за всю историю полетов не было ни одной аварии, произошедшей только по причине попадания в зону турбулентности. Это естественный процесс, который сравнивают с нагрузками, испытываемыми движущимся автомобилем или поездом.

Зона турбулентности

Турбулентность возникает при изменении скорости течения газа в атмосфере и других параметров – давления, температуры, направления ветра, в результате образуются волны различных размеров. Воздушные массы в таком случае приобретают неоднородные свойства: они различны по составу, имеют разную плотность. Это совершенно естественное свойство атмосферы, которое можно наблюдать не только в воздухе: турбулентность может возникать и в жидкости, поэтому это явление часто встречается в течениях рек.
Существуют и другие виды турбулентности: оптическая, химическая, кварк-глюонная.

В воздухе турбулентность может возникать по нескольким причинам. Во-первых, часто впереди летящий самолет из-за движения торцов своих крыльев вызывает завихрения, образуя зону турбулентности. Во-вторых, такие зоны появляются в местах, где воздух неравномерно прогрелся и имеет разную температуру – обычно это наблюдается недалеко от поверхности земли. И еще одна из наиболее частых причин возникновения турбулентности – встреча различных по плотности и другим характеристикам воздушных масс.

Таким образом, зона турбулентности часто встречается в облаках. Летчики сравнивают их с ямами и ухабами на дорогах при езде на автомобиле – в ясную погоду полет похож на движение по идеально ровному шоссе, а в пасмурные дни при полете через облака обязательно будет трясти, так как в воздухе есть нисходящие и восходящие потоки. Также часто зоны турбулентности встречаются над горами или большими водоемами.
Существуют и случаи турбулентности с неустановленной причиной, их называют турбулентностью ясного неба.

Опасна ли турбулентность?

Все летчики уверенно заявляют – турбулентность это одно из самых безопасных явлений, с которыми может столкнуться самолет при полете. Движение в зоне турбулентности вызывает неприятные ощущения – вибрацию, тряску, но пассажиры часто преувеличивают их масштабы, так как их вестибулярный аппарат не может оценить влияние этой тряски на безопасность полета. При проектировании самолетов нагрузки, возникающие при турбулентности, обязательно учитываются, в конструкцию закладывается большой запас прочности на случаи самых сложных и опасных ситуаций.
Самое опасное, что может произойти при попадании в зону турбулентности – это травмы, возникающие у непристегнутых пассажиров.

Несмотря на безопасность зон турбулентности, для приятного полета важно попадать в них как можно реже, поэтому при возможности пилоты стараются их обходить. Но чаще всего полностью избавить пассажиров от тряски не удается – даже в спокойную ясную погоду на пути попадаются такие зоны.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500